Требования к программе дополнительного образования детей
Примерные требования к программам дополнительного образования детей
Нормативно-правовой аспект
В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации «Об образовании » образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В системе общего образования реализуется основные и дополнительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения
К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:
— в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;
— в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, где они являются основными , и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии .
Содержание дополнительных образовательных программ
Пунктом 5 статьи 14 Закона установлено, что содержание
Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:
— обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
— формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира;
— интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
— формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
— воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
Ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования своих выпускников несет образовательное учреждение в установленном законодательством Российской Федерации порядке, согласно пункту 3 статьи 32 Закона.
Целями и задачами дополнительных образовательных программ в первую очередь является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. В связи с чем, содержание дополнительных образовательных программ должно
Соответствовать:
— достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;
— соответствующему уровню образования общему образованию);
— направленностям дополнительных образовательных программ ;
— современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения ; формах и методах обучения ; методах контроля и управления образовательным процессом ; средствах обучения ;
Быть направлено на:
— создание условий для развития личности ребенка;
— развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
— обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
— приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
— профилактику асоциального поведения;
— создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур;
— целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;
— укрепление психического и физического здоровья детей;
— взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
Структура программы дополнительного образования детей
Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы:
1. Титульный лист.
2. Пояснительную записку.
3. Учебно-тематический план.
4. Содержание изучаемого курса.
5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
6. Список литературы.
Оформление и содержание структурных элементов программы дополнительного образования детей
1. На титульном листе рекомендуется указывать:
— наименование образовательного учреждения;
— где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;
— название дополнительной образовательной программы;
— возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;
— срок реализации дополнительной образовательной программы;
— Ф. И. О., должность автора дополнительной образовательной программы;
— название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа;
— год разработки дополнительной образовательной программы.
2. В пояснительной записке к программе дополнительного образования детей следует раскрыть:
— направленность дополнительной образовательной программы;
— новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
— цель и задачи дополнительной образовательной программы;
— отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ;
— возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;
— сроки реализации дополнительной образовательной программы ;
— формы и режим занятий;
— ожидаемые результаты и способы определения их результативности;
— формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы .
3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы может содержать:
— перечень разделов, тем;
— количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.
4. Содержание программы дополнительного образования детей возможно отразить через краткое описание тем .
5. Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей:
— обеспечение программы методическими видами продукции ;
— рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т. д.;
— дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т. д.