Кожедуб не давал себя сбить
Далеко не каждый из сталинских соколов был асом. Еще меньше было боевых летчиков, отмеченных Золотой звездой Героя Советского Союза. А уж пилотов — трижды Героев было всего два. Одному из них, Ивану Кожедубу, 8 июня исполнилось бы 90 лет.
Он прославился как самый результативный летчик-истребитель не только Красной Армии, но и в целом войск антигитлеровской коалиции. На его счету 62 сбитых вражеских самолета.
Словари трактуют слово «герой» — как потомка божества и смертного человека. Кожедуб не был сыном Зевса или Афины. Он, как
К началу войны он закончил Чугуевскую военную авиационную школу, где за блестящую подготовку был оставлен инструктором в звании сержанта.
В другое время такое назначение, наверное, вызвало бы у молодого летчика гордость за оказанное доверие, но в данном случае это обернулось для
Впрочем, опасность подстерегала и в учебных полетах в районе казахского города Чимкента, куда эвакуировалось училище. Один раз у Кожедуба при выполнении учебного полета с курсантом при выводе самолета УТИ-4 из штопора остановился мотор. Прыгать было некуда, поскольку внизу была гористая местность.
С большим трудом будущему асу удалось посадить машину поперек крохотной хлопковой плантации. Расследование ЧП показало, что механик, в спешке, забыл долить в баки бензин.
Кожедуб неоднократно подавал рапорты на фронт, но удовлетворили его просьбу лишь к осени 1942 года, когда он был зачислен в состав 240-го истребительного полка и сначала под Горьким, а потом в районе города Иваново осваивал новый самолет Ла-5.
Любопытно, что «стартовал» Кожедуб неудачно, как и Покрышкин . В одном из первых вылетов, молодой летчик, оторвавшись от ведущего, попытался вступить в схватку с шестеркой «мессершмиттов» и сам чуть не был сбит. От гибели спасла бронеспинка и то обстоятельство, что противник стрелял не бронебойным, а фугасно-осколочным снарядом. Плюс самолет был серьезно поврежден своими же зенитками.
Будущий маршал авиации Советского Союза тогда на всю жизнь запомнил слова командира, сказанные про него: «Ну что такой желторотый птенец мог сделать? Потерял ведущего, но все меры принял и подбитый самолет посадил. Опыта у него еще нет.
Просто чудом уцелел».
Кожедуб сделал необходимые выводы. Благо у него была «фора», которую ему дала практика летчика-инструктора, пытливый ум и, конечно, талант. Забегая вперед, скажу, что за все годы войны он ни разу не был сбит.
На сороковой вылет, 6 июля 1943 года, Кожедуб открыл счет сбитым немецким самолетам. Получив за это от начальства… взбучку.
«Начинаю докладывать:
— Товарищ командир, младший лейтенант Кожедуб…
Но комэск обрывает меня:
— Как ты мог от группы оторваться?! Почему не выполнил мое требование?
Пытаюсь объяснить, но он снова перебил:
— Молчать! Слушать, когда старшие говорят! — Он строго посмотрел на меня. Но сказал мягко: — Ну, докладывай.
— Я… я сбил «Юнкерс-87», — говорю заикаясь.
— Видел. Ну, а дальше-то что? Куда ты делся?
Коротко доложил обо всем. И тут Семенов снова вскипел:
— Вот как, за «сбитым» гоняешься? В таких сложных условиях надо быть сдержанным, а то вмиг собьют. Дерзости у тебя много — это хорошо, но в бою нельзя отрываться от группы и действовать очертя голову.
Стою навытяжку, растерянно глядя на командира. А он, помолчав, вдруг дружески улыбнулся и протянул мне руку:
— Ну, поздравляю с первым сбитым! Так и бей их! Да смотри не зазнавайся и помни мои слова: при всех случаях надо держаться группы и сохранять самообладание», — с улыбкой вспоминал позднее Иван Никитович.
А бои были тяжелыми. В воздушных схватках на Курской Дуге сошлись не только танковые армады, но и воздушные армии двух стран. В итоге советские летчики завоевали столь необходимое господство в воздухе, а Кожедуб значительно увеличил свой счет сбитых вражеских самолетов. По свидетельству очевидца, более опытные летчики удивлялись лейтенанту, который «такой молодой, а как щелкает.
По два за вылет».
Со стороны это