Классный час в 9 классе . Сценарий
Автор — Павлюкевич Ольга Ивановна; педагог-психолог ГКОУ РО Каменской коррекционной школы №15; г. Каменск-Шахтинский Ростовской области.
Классный час разработан и проведен 02.09.2013 г. с обучающимися 9 класса коррекционной школы. Данный вид классного часа было предложено провести по инициативе Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка Павла Астахова в первый учебный день на территории всей Российской Федерации.
Данный материал будет полезен при проведении классных часов, бесед с учащимися старших классов. Информационный
Цель : формирование у старшеклассников потребности в здоровом образе жизни.
Задачи:
1) систематизировать знания о правилах здорового образа жизни;
2) развивать у старшеклассников потребность в создании здоровой окружающей среды в школе и дома;
3) способствовать формированию ответственного отношения к своему здоровью и здоровью близких людей, родственников.
Тип урока : комбинированный.
Форма проведения : урок-исследование с эвристической беседой.
Оборудование:
— карточки с опорными
— схема «Модель здоровья «.
Ход урока:
I. Организационный момент
— Здравствуйте, ребята. Снова наступила осень, снова пришло время приступить к занятиям — на пороге новый учебный год. За лето вы повзрослели, окрепли, хорошенько отдохнули.
Наш первый учебный день мы начинаем с необычного урока.
II. Вступительная беседа
— Скажите, для того, чтобы силы, накопленные летом, не иссякли, чтобы весь учебный год хватало усердия и терпения для учебной и трудовой деятельности, что необходимо соблюдать?
.
— Совершенно верно, необходимо уметь сохранить свое здоровье. Не случайно в этом году первым уроком в первый учебный день проводится урок здоровья «Здоровые Дети — в здоровой семье «.
Данная инициатива была предложена Уполномоченным при Президенте РФ по правам ребенка Павлом Астаховым, который намерен лично провести такой же урок в одной из школ Подмосковья. Благодаря инициативе Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка, первый учебный понедельник запомнится всем российским школьникам не только торжественным мероприятием, в этот день пройдет единый урок на тему здоровья.
III. Основная часть
1) Рассказ классного руководителя
— Детские годы — самые важные в жизни человека. Как они пройдут, зависит от взрослых — родителей, учителей, воспитателей. Главную роль в жизни маленького человека играет семья.
Трудно растить детей в сложном современном мире. Проблемы, нагрузки на работе сказываются на родителях, а это в свою очередь на детях. Родители искренне любят детей, но многие не умеют свою любовь проявить.
Они знают, что ребенку нужны одежда, Дом, еда, образование, любовь. Секрет любви к ближнему и к детям прост: это безусловная любовь, независящая от преходящих моментов . Нужно любить независимо ни от чего.
Нормы поведения, характер взаимоотношений между людьми, ценностные ориентации ребенок усваивает, прежде всего, в семье. Если его любят, с ним считаются, разговаривают, играют, то он открыт для общения, энергичен, любознательный, здоров, счастлив. У него активно происходит развитие интеллекта, чувств, воли.
Но, к сожалению, так бывает далеко не всегда.
2) Эвристическая беседа
— Ребята, как вы думаете, от каких факторов зависит ваше здоровье и здоровье ваших родных, т. е. образно говоря — «здоровье вашей семьи «?
.
— Вы правы, в том, что секрет гармонии в семье — это здоровый образ жизни. А что мы понимаем под этим термином? .
— Здоровый образ жизни — это совокупность нескольких компонентов:
— поддержание физического здоровья;
— отсутствие вредных привычек;
— правильное питание;
— альтруистическое отношение к людям;
— радостное ощущение своего существования в этом мире.
3) Работа со схемой «Модель здоровья «
— Посмотрите на схему на доске. Это — модель нашего здоровья. Из каких аспектов оно складывается?
.
1. Личностный аспект — это способность осознать себя личностью .
2. Интеллектуальный аспект — способность хорошо мыслить .
3. Эмоциональный аспект — способность противостоять стрессам .
4. Духовный аспект — это совокупность всех аспектов здоровья .
5. Физический аспект — естественное состояние организма, когда все показатели деятельности органов и систем соответствуют полу и возрасту.
6. Социальный аспект — умение адаптироваться среди людей, роль в обществе, семье, школе, отказ от вредных привычек.
4) Формулировка выводов
— Ребята, давайте повторим, какие аспекты здоровья вы теперь будете соблюдать. Я буду показывать вам карточку с описанием психического процесса или состояния. Ваша задача — определить, о каком аспекте здоровья идет речь.
1. Самообучение .
2. Уравновешенность .
3. Критичность .
4. Общительность .
5. Умиротворение .
6. Бодрость .
7. Любознательность .
8. Коммуникативность .
IV. Итог урока
— Психологи установили, что самым благоприятным фактором для формирования полезных привычек является семья ребенка. В ней он проводит значительную часть времени. Среди родных образ жизни и стереотипы поведения детей становятся правильными и приводят к осознанному отношению к своему здоровью.
Здоровый образ жизни — это радость для больших и маленьких, но для его создания необходимо соблюдение нескольких условий:
— создание благоприятного морального климата, что проявляется в доброжелательности, готовности простить, понять, стремлении прийти на помощь, сделать приятное друг другу;
— тесная искренняя дружба детей и родителей. Общение — великая сила, которая помогает понять ход мыслей ребенка и определить склонность к негативным поступкам, чтобы вовремя предотвратить их;
— повышенное внимание к состоянию здоровья детей.
Нельзя забывать о том, что семья для подростка — это опора, именно в семье ребенок должен чувствовать себя защищенным, нужным и понятым. Именно в семье закладывается самооценка ребенка, его отношение к самому себе и к окружающим его людям.
V. Рефлексия
— Что мы подразумеваем под понятием «здоровый образ жизни «?
— Какие компоненты помогают сохранить наше здоровье?
— Какие аспекты здоровья можно выделить?
— Почему семья является благоприятным фактором для формирования полезных привычек у детей?