«Никого не будет в доме» анализ стихотворения Пастернака
История создания
Стихотворение «Никого не будет в доме» было написано в 1931 г. Оно вошло в изданный в 1932 г. сборник «Второе рождение». Это было время знакомства Пастернака с будущей второй женой, Зинаидой Нейгауз, на тот момент женой Генриха Нейгауза, знаменитого пианиста и друга Пастернака. Для соединения в браке, которое произошло в 1932 г., Пастернаку и Зинаиде Нейгауз пришлось пережить тяжелый развод с прежними мужем и женой. Пастернак оставил сына, а дети пианиста Нейгауза жили в семье Зинаиды и Бориса.
Младший, Станислав, тоже
Зинаида Нейгауз-Пастернак была женой писателя до самой его смерти в 1960 г., но фактически после 1945 г. супруги стали отдаляться друг от друга. Последней любовью Пастернака стала Ольга Ивинская, ради которой поэт так и не решился бросить вторую жену, как когда-то ради нее самой оставил первую.
Литературное направление и жанр
Стихотворение представляет собой прекрасный образец любовной лирики. Пастернак — яркий представитель модернизма 20 в., но после революции 17 в. он не входил ни в какое литературное объединение, оставаясь независимым самобытным поэтом.
Тема, основная мысль и композиция
Тема стихотворения — любовь, которая меняет жизнь, дарит будущее. Основная мысль связана с потрясающим свойством настоящей любви — возрождать человека к новой жизни, давать ему силы пережить прошлое, «унынье» и посмотреть в будущее.
Стихотворение состоит из 6 строф. Первые 4 строфы описывают состояние лирического героя, который поддается мрачному зимнему настроению, погружается в воспоминания. В последних двух строфах настроение лирического героя меняется с приходом возлюбленной.
В некоторых изданиях последние две строфы даже печатаются как восьмистишье.
У стихотворения нет лирического финала, лирический герой не ставит никакой эмоциональной точки. Приход любимой скрашивает одиночество героя, но дальнейшее развитие событий непонятно, у лирического героя только теплится надежда на то, что героиня — его будущность.
Тропы и образы
Основное состояние и настроение лирического героя — одиночество. Оно описано с помощью олицетворения сумерек, которые наполняют дом и являются не чем-то, а кем-то — определенной личностью, навевающей тоску. Другая личность — одушевленный зимний день — стоит за окнами, виден через незадернутые гардины.
Сами незадернутые гардины — знак непорядка в доме лирического героя, отсутствие в его жизни уюта.
Вторая строфа контрастна по цветам. Черные крыши и белый снег, быстрое движение белых снежинок, которые машут в окно, побуждают героя поддаться состоянию природы и «завертеться». Это внутреннее движение, которое лирическому герою придают чувства , продолжает верчение снега и динамичные начертания инея на окнах.
Первые две строфы совершенно статичны, в них нет глаголов. Движения в стихотворении связаны со снегопадом и вторжением гостьи.
Дела зимы иной — очевидно, прошлая любовь лирического героя. Он не называет людей, которые причиняли ему боль, с которыми он не сумел договорится ранее. Четвертая строфа — это сложное предложение, первая часть которого — односоставное неопределенно-личное, то есть личность тех, кто кольнет виной, которую не простили, не важна и не интересна лирическому герою.
Глагол кольнуть относится к лирическому герою, который в данной строфе с помощью психологического параллелизма сопоставляется с окном, испытывающим давление «дровяного голода» . Глагол сдавит относится уже к деревянным перекладинам окна, которые давят на стекло, но не могут его расколоть.
Четвертая строфа единственная выброшена в романсе, исполняемом в фильме «Ирония судьбы». Очевидно, из-за сложности восприятия на слух и из-за намека на некую вину за прошлое, которой не было у Лукашина.
Появление возлюбленной предваряет дрожь вторженья . Портьера — антипод гардины, она плотная и часто висит не на окне, а на двери. Очевидно, эта портьера задернута, но она колеблется от шагов. Шаги, появляющиеся в следующей строчке, меряют и разрушают тишину, в которой все это время находился лирический герой.
Героиня не только сравнивается с будущностью, но и является будущим лирического героя.
Одежда возлюбленной для лирического героя сливается со снегом за окном, который представляется герою материалом для белых одежд женщины. Такая незавершенная концовка, в которой тишину в комнате нарушает ворвавшаяся прямо из мира «крыш и снега» гостья, не раскрывает тайны будущего, но меняет мировосприятие героя
Размер и рифмовка
Стихотворение написано хореем со множеством пиррихиев, что делает ритм похожим на неровное дыхание влюбленного. Рифмовка в стихотворении перекрестная, женская рифма чередуется с мужской.