«Шестое чувство» анализ стихотворения Гумилева
История создания
Стихотворение «Шестое чувство» было написано Гумилевым в 1920 г. и напечатано в сборнике «Огненный столп» в 1921 г.
Литературное направление и жанр
Стихотворение относится к литературному направлению акмеизма. Образы влюбленного вина, доброго хлеба, женщины одновременно материальны и приближаются к символам. Писатель даже подсказывает, как их можно «использовать» — съесть, выпить, поцеловать. Но лирический герой хотел бы осязать неосязаемое.
Эта цельность его мировосприятия так соответствует
Жанр стихотворения — философская элегия. Философский вопрос о том, как определить прекрасное, поднимался еще в одном из античных диалогов Платона. Красота как ценность интересовала Аристотеля. Античное понятие «эстетикос», то есть «относящийся к чувству», не мыслилось отдельно от познания или практической деятельности, от искусства.
Получается, что, по логике Гумилева, в античности шестое чувство уже рождалось, но еще не родилось.
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение состоит из 6 четверостиший.
Первая строфа говорит о наслаждениях человеческой жизни: вино, хлеб
Вторая строфа — вопросительное предложение. Это главная проблема, которую поднимает лирический герой: что делать с вещами, которые нельзя использовать утилитарно? Среди этих неземных, небесных вещей и стихи.
В третьей строфе лирический герой сожалеет о том, что эти нематериальные вещи проходят «мимо». Это мучительно, это «осуждение».
Следующие три строфы представляют собой синтаксически период. Четвертая и пятая — это примеры из мира человека и из мира животного, из прошлого и из настоящего. Речь идет о развитии всего живого и конкретного человека, когда необходимое качество у отдельного живого существа не сформировалось, а потребность в нем уже начинает возникать.
Последняя строфа — вывод о том, что «орган для шестого чувства» рождается в муках прямо сейчас, но медленно, «век за веком».
Тема стихотворения — необходимость шестого чувства, с помощью которого человек способен постигать прекрасное.
Вряд ли Гумилев допускал мысль, что лично у него не хватает каких-то органов для восприятия прекрасного. Да и не нужен особый орган, чтобы ощутить красоту зари или гармонию стиха. Так что основная мысль стихотворения в подтексте: человек, венец творения, совершенен. Именно в крике духа, в изнеможении плоти — путь для видения прекрасного. Но должно родиться неутилитарное отношение к миру.
По мнению Гумилева, это происходит в муках совместными усилиями «природы и искусства», то есть эволюции биологической и культурной.
Тропы и образы
В первых двух строфах важны эпитеты, которые характеризуют противоположные явления: воспринимаемые нашими чувствами — и неподвластное им чувство эстетического. Влюбленное в нас вино, добрый хлеб — и розовая заря, холодеющие небеса, неземной покой, бессмертные стихи. Первая и вторая строфа противопоставлены друг другу с помощью союза но. Антитеза содержится и в первой строфе.
Она подчеркивает, что человеческое наслаждение никогда не может быть совершенным. Этот привкус горечи — необходимая ступень развития.
В третьей строфе безнадежность и отчаянье лирического героя выражены в повторяющихся приставках не и ни, союзе но. Эта строфа противопоставлена предыдущей по принципу статики и динамики. Во второй строфе описаны статичные небеса, заря, в третьей — неудержимый бег мгновения.
Бесконечность нашего движения определяется повтором слова мимо.
В метафорах ломаем руки, осуждены заключено мучение человека, который не имеет потребности, но предчувствует ее необходимость.
Следующие два развернутых сравнения, выраженные сравнительными предложениями, объясняют образ предыдущей строфы. Мальчик не может хотеть женщину, но он предчувствует свое будущее.
Так же и «тварь скользкая», которая еще не эволюционировала в птицу, мечтает о небе Эпитеты пятой строфы переносят начало процесса рождения шестого чувства в глубину веков, к началу эволюционного процесса.
В шестой строфе содержится не просто вывод стихотворения, но и итог синтаксического периода, который строится по схеме как — так.
Это обращение к Господу, в метафорических образах описывающее рождение шестого чувства. Восклицание — надежда на то, что боль от восприятия прекрасного исчезнет, когда появится орган для шестого чувства. Но рождение прекрасного, произведения искусства, стихов сопряжено с болью, которая связана с катаклизмами начала 20 в.
В стихотворении Гумилев через ощущение прекрасного соединяет противоположные понятия: земное и небесное, полезное и бескорыстное, земное и небесное, материальное и духовное.
Размер и рифмовка
Стихотворение написано пятистопным ямбом с пиррихиями, приближающими ритм к разговорному. Рифмовка в стихотворении перекрестная, мужская рифма чередуется с женской.