Русский исторический роман 20-30-х годов
Исторический роман — сравнительно молодой жанр, возникший в литературе благодаря утверждению в ней принципов историзма. Причиной этого стали общественно-политические катаклизмы рубежа XVIII и XIX веков — Великая французская революция 1789-1794 годов, национально-освободительные войны этого периода. Историзм в искусстве художественно осваивает конкретное историческое содержание эпохи, ее неповторимый облик и колорит, описывает тенденции общественного развития, раскрывающиеся в событиях общенародного масштаба и личных судьбах персонажей.
Писателю удалось передать специфику социальных отношений, идеологии, психологии и быта героев прошлого. «Главная прелесть романов Вальтера Скотта состоит в том, что мы знакомимся с прошедшим временем… современно, домашним образом», — писал А. С. Пушкин в заметке «О романах Вальтера Скотта». «Вальтер Скотт, можно сказать, создал исторический Роман, до него не существовавший», — так определил значение
Одной из форм его воплощения стал исторический роман. Однако советские литераторы словно не замечают достижений прошлого. Так, М. Горький, давая восторженную оценку первым советским историческим романам , подчеркивал новизну этих произведений: «Создан исторический роман, какого не было в литературе дореволюционной». По мнению М. Горького, произведения советских исторических романистов разительно отличались от своих предшественников прежде всего концепцией исторического процесса.
Развитие сюжета романа должно определяться взглядами и идеологической позицией писателя — его пониманием исторического процесса, взаимоотношений личности и эпохи, государства и человека, общества и индивидуума. Писатель либо вкладывает их в уста и поступки героя-протагониста, либо делает это в авторском публицистическом отступлении. Стремление отобразить художественными средствами эти проблем и обусловило бурное развитие исторического романа в первой половине XX как в советской литературе, так и в литературе русского зарубежья . Первые советские исторические романы рассказывали о революционном прошлом России.
Роман исты видели в освободительной борьбе народа движущую силу истории, логическим завершением чего стала Октябрьская революция и образование Советского государства. С этой точки зрения освещались не только восстание Степана Разина , крестьянская война Емельяна Пугачева , а также покорение Сибири Ермаком , и трагическая судьба первого русского революционера , зарождение российской промышленности на Урале . Индивидуальная реакция писателей на идеологический диктат, разнородный исторический материал и разные средства его художественного воплощения , определяют общность подхода: главная тема всех этих романов — масштабный народный протест и усиление освободительной борьбы народных масс. Совершенно иные события и герои интересовали романистов-историков русского зарубежья. Большой популярностью здесь пользовался жанр романа-биографии знаменитых деятелей культуры. Так, Нина Берберова создала романы о наименее политизированных русских композиторах: «Чайковский, история одинокой жизни» и «Бородин» . Михаил Цетлин написал книгу «Пятеро и другие» . Пятеро — это В. Стасов, М. Глинка, М. Балакирев, А. Бородин и М. Мусоргский.
В числе других Н. Римский-Корсаков, А. Даргомыжский, В. А. Серов, Ц. Кюи. Еще одна тема, к которой обращались писатели-эмигранты — революционное прошлое России. Например, М. Цетлин создал объемный роман-исследование «Декабристы: Судьба одного поколения» . Однако, в отличие от советского идеализма, романисты русского зарубежья совершенно по другому понимали философию истории, которая, по их мнению, отнюдь не является путем человечества к прогрессу.
Их интересовали не борьба классов и двуполярность социальных контрастов, но нравственность личности, вовлеченной в орбиту исторических событий.