Дидактическая игра как средство развития словесно-логической памяти старших дошкольников
Дидактическая игра как средство развития словесно-логической памяти детей старшего дошкольного возраста
Автор: Николаева Оксана Викторовна, воспитатель, Бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска «Детский сад № 325 компенсирующего вида «
Я занимаюсь проблемой развития памяти детей старшего дошкольного возраста и это не случайно, так как роль памяти в развитии ребенка огромна. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков, привычек — все это
Благодаря памяти расширяются познавательные возможности ребенка. Память — как познавательный процесс обеспечивает целостность и развитие личности дошкольника. Огромна роль словесно-логической памяти в развитии ребенка.
Систематическое целенаправленное овладение знаниями и навыками невозможно без определенного уровня развития логической памяти дошкольника. Я развиваю память дошкольников в дидактических играх, так как в игре происходит формирование
Я вам представляю три из них.
Дидактическая игра «Каскад слов «
Цель : развитие словесно-логической памяти детей старшего дошкольного возраста, внимания, произвольности запоминания.
Материал: список из слов от 1 до 10 знакомых и понятных детям, но между собой логически не связанных.
Предварительная подготовка: заранее подготовить несколько списков из 8-10 слов, которые хорошо знакомы ребенку. Расположить их необходимо так:
1. Огонь
2. Дом, молоко
3. Конь, гриб, игла
4. Петух, солнце, асфальт, тетрадь
5. Крышка, пень, вода, свеча, школа.
6. Карандаш, машина, брат, мел, птица, хлеб.
7. Орел, игра, дуб, телефон, стакан, пальто, сын.
8. Гора, ворона, часы, стол, снег, книга, сосна, мед.
9. Мяч, яблоко, шапка, морковь, стул, бабочка, метро, цыпленок, носки.
10. Грузовик, камень, ягоды, портфель, санки, молоток, девочка, скатерть, арбуз, мыло.
Ход игры : игра проводится с одним ребенком. Предложить ребенку повторять слова за читающим. Начинать необходимо с одного слова, затем два слова, три слова и т. д. Ребенок должен повторять обязательно в той же последовательности в которой читающий представил ребенку . Когда ребенок не сможет повторить определенный словесный ряд, зачитывают ему такое же количество слов, но других . Если во второй попытке ребенок справился с этим словесным рядом, то следует переходить к следующему ряду, и так до тех пор, пока и во втором прочтении ребенок не сможет воспроизвести заданное количество слов.
Дидактическая игра «Лови мяч — дари слово «
Цель : развитие словесно-логической памяти, внимания, образного мышления.
Материал: мяч
Ход игры. Игра проводится с группой детей. Дети стоят по кругу.
Мяч у одного из детей, который начинает игру, он передает мяч рядом стоящему и называет какое-либо слово, которое каким-то образом связано с этим ребенком.
Всем детям, по очереди необходимо придумать слово и «подарить» его рядом стоящему, по кругу. После того как мяч оказался у того ребенка, который начинал игру, мяч пускаем против часовой стрелки, и игра усложняется, так как надо вспомнить слово, подаренное соседу не самим ребенком, а другим игроком. После того как мяч прошел весь круг против часовой стрелки, правила игры еще более усложняются. Ребенок, начинавший игру, кидает мяч кому захочет, а тот, поймав мяч, называет слово, которое подарили игроку, кидающему мяч.
Затем другой ребенок кидает мяч кому захочет, и поймавший называет слово кидавшего мяч.
Дидактическая игра «Как разместить 10 слов на одном человеке «
Цель: развитие словесно-логической памяти образного мышления, внимания детей.
Ход игры. Игра проводится с подгруппой детей. Ведущий предлагает запомнить 10 слов глядя на одного, выбранного самими детьми ребенка. Можно использовать части тела, одежду, пуговицы, карманы, складки, узоры, пряжки, застежки, заколки и т. п. Например: детям предлагается такой список слов: павлин, ромашка, клубника, дорога, чемодан, поросенок, тарелка, окно, холодильник, песня. Далее ведущий называет по очереди слова, а дети смотрят на внешний вид выбранного ребенка и пытаются связать с ним названное слово.
Если с первого раза у детей не получилось, то ведущему необходимо помочь детям наводящими вопросами. Например: «На какой цветок похож воротник у девочки? «.»А губки красные как что?» «,У пуговицы 2 дырочки как носик у кого? «,»А лицо круглое как что? » и т. п. После того как дети разместили все 10 слов на выбранном ими ребенке, дети, глядя на ребенка, пытаются воспроизвести весь ряд предложенных слов.
Colordepth:s. pixeldepth);js=12;}catch {} try{if .push )=== «number «)js=13;}catch {} try{document. write(‘