Рассказ Л. Улицкой «Народ избранный»
Учитель. Поговорим о Людмиле Евгеньевне Улицкой — прозаике, сценаристе кино и телевидения, чьи книги переведены на семнадцать языков, обладательнице Букеровской премии 2001 года и нескольких литературных премий. Прежде чем начать разговор о рассказе «Народ избранный», хотелось бы услышать ответ на вопрос:
— Чего больше всего боится каждый человек, независимо от возраста, пола и национальности?
Болезней, нищеты, смерти, тюрьмы, одиночества, отверженности.
В рассказе воплощены почти все названные вами страхи, обуревающие
Первая учебная ситуация. Работа с заглавием
Учитель. Рассказ «Народ избранный» входит в сборник «Бедные родственники», вышедший в 2001 году. Обычно у Улицкой рассказы, соединенные в сборник, связаны между собой либо темами, либо героями, либо сквозной мыслью.
Сравните заглавия рассказов из этого сборника: «Счастливые», «Бедные родственники», «Бронька», «Генеле-сумочница», «Дочь Бухары», «Лялин Дом», «Гуля», «Народ избранный».
— Какие противоположные понятия, взаимоисключающие образы вы обнаружите уже здесь?
Счастливые
— Заглавие последнего рассказа тоже необычно. Прочтите его. Обратите внимание на инверсию.
Изменится ли смысл заглавия, если поменять слова местами?
Если не использовать инверсию, смысл заглавия станет более обыденным, исчезнет выразительность, возвышенность.
— Теперь прочтите заглавие отстраненно, не обращаясь к содержанию рассказа. Вам поможет словарь.
Избранный — выбранный, отборный, лучший, отличный.
Какие ассоциации возникают у вас при этом?
Редкие люди, выбранные из числа многих, не такие, как все, необыкновенные, значительные, имеющие высокое предназначение.
— Какие люди названы автором «избранными»?
Маленькие люди, убогие, больные и бедные, нищие и калеки, отверженные обществом — маргиналы.
— Какое определение больше подходит к слову «народ», если говорить о героях рассказа?
Народ отверженный.
— Почему же автор называет этих людей «избранными»?
Вторая учебная ситуация. Анализ текста
— Кого называют «избранными»? Какие они ? Чем, по мнению Кати, отличаются попрошайки от настоящих нищих?
Ученики получают задание для работы над текстом: найти в тексте и подчеркнуть детали, характеризующие героев . Результаты сводятся в таблицу. Обращается внимание на слово Блаженный.