Формирование у детей шестилетнего возраста навыков передачи фактур в живописи — скачать бесплатно
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Детско-юношеский центр «Орленок»
Зеленоградского административного округа города Москвы
Упражнения по живописи для детей 6-7 лет.
Авторская разработка.
«Формирование у детей шестилетнего возраста навыков передачи фактур в живописи».
Автор: Кондратьева М. А.
Педагог дополнительного образования
Москва 201
Формирование у детей шестилетнего возраста навыков передачи фактур в живописи.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста,
Эта тема одинаково сложна для всех возрастов человека, желающего посредством живописи передать фактуру материала. Но раннее знакомство детей со способами изображения фактуры материала способствует в дальнейшем их обучении развитию и углублению этих навыков, что облегчит возможность наиболее реалистичной передачи фактуры. В раннем возрасте у детей не развит достаточный уровень внимательности к окружающей среде, но очень активен элемент познавательности и открытости всему новому. Естественное желание познания мира вызывает в детях такой же естественный интерес к новым для них способам изображения на листе. Педагог же провоцирует бóльшую заинтересованность к живописным упражнениям, указывая воспитанникам на разнообразие поверхностей доступных изображению в окружающем мире.
Примером могут послужить любые поверхности: стены, пол, предметы обихода, предметы одежды и даже сам педагог и его ученики и кожа).
Предлагаемое упражнение состоит из двух частей: фактуры шерсти животных, чешуи рыб, перьев птиц, кожи человека и природных фактур: травяной покров, водная стихия, камень, песок, кора деревьев и тд.
Рекомендуется начинать упражнение с показа иллюстраций, фотографий, где учащиеся четко смогут проследить различие фактур поверхностей. Педагогу стоит указать на разнообразие и отличия покрытий у представителей животного мира, с объяснением причин этих отличий. Заинтересованность придет к учащимся, когда педагог предложит им самим поразмыслить как они, не зная определенных техник, могли бы изобразить различные поверхности . Приступая, непосредственно, к рисованию на листе учащимся стоит начать свою работу над упражнением с простого карандаша. Так как упражнение выполняется на двух листах — один — животные фактуры, другой — природные фактуры, лист для одного упражнения стоит разделить на четыре квадрата, в которых и будут изображены фактуры.
Такое расположение на отдельных листах двух различных сред поможет детям структурировать полученную информацию, тем более что изображение некоторых последующих фактур природы похожи в способе нанесения мазка на фактуры животного мира . Этим упражнения связаны между собой и неразрывно следуют одно за другим. Итак, приступая к рисованию, учащийся на листе карандашом изображает четыре вида фактуры — косым штрихом — мех, «кольчугой» — чешую, отдельными «подковками» — перья, для изображения кожи карандаш не требуется . Рисование карандашом уже направляет внимание учащегося на различия в изображении, а также карандашный рисунок дает подспорье в дальнейшем нанесении красок правильным способом в каждом случае. В изображении меха учащийся слой за слоем наносит различные оттенки «естественных» цветов смешивая их на палитре, то же самое учащийся проделывает в изображении кружков чешуи, применяя «естественный для рыб» цвет. Для изображения перьев следует закрыть всю часть листа, отведенную под перья, «цветом птицы», а это могут быть сине-черные, сине-зеленые, черно-серые, серо-коричневые переходы. После высыхания краски ученик, по руководству учителя, наносит на готовую поверхность те «подковки», которые изображались прежде карандашом.
Здесь следует учесть контраст, если основной фон, например, сине-зеленый, то мазки-«подковки» наносятся зеленым на синий цвет и синем на зеленый. С помощью этого приема можно обратить внимание детей на переливчивость перьев птицы, приведя в пример петуха. Передача цвета кожи сложный вопрос в возможностях рисования ребенка и педагог должен направить эксперименты учащегося в правильную сторону. Педагог может предложить сравнить цвет кожи собственной руки ребенка с цветом, который ребенок смешал на палитре.
Также следует обратить внимание детей на богатство оттенков кожи у человека. В изображении кожи учащийся локальными пятнами сближенных оттенков наносит краску на лист.
Для выполнения второй части упражнения с изображением природных фактур, ученику также потребуется карандаш. В этом упражнении предлагаются следующие фактуры — трава, кора, каменная кладка, песок. Изображение травы подобно изображению меха.
Изображение коры получается путем дрожания руки в момент нанесения на лист кривых линий, каменная кладка — путем рисования овальных форм с промежутками между ними. Песок изображается подобно коже, где после высыхания, можно дополнительно нарисовать камушки и ракушки и применить фантазию к вариантам предметов, которые могут расположиться на песке.
Это первые упражнения на способы передачи фактуры для детей шестилетнего возраста. Дальнейшие подобные упражнения подразумевают углубление и сужение спектра фактур. Данный большой разброс с явными для ребенка отличиями в изображении каждой фактуры дает ему возможность самому делать выводы при наблюдении за окружающей средой. Упражнение является фундаментом в дальнейшей познавательной и живописной способности ребенка. Имея такой навык, учащийся сможет точнее передать свое восприятие окружающей среды на листе.
Его будет поджидать еще много трудностей, но опыт изображения фактуры и способность самому анализировать фактурность, доступного его пониманию, материала подвигнет учащегося к самостоятельным попыткам наиболее точного изображения окружающего мира.
Кроме стимула к саморазвитию ребенка упражнение преследует и другие цели. Полученные навыки в способах нанесения мазка в разных фактурах способствуют применению их в дальнейшей работе. Чему свидетельствуют результаты экспериментальной группы. А также провоцирует желание ко все более приближенному к натуральному, реалистичному изображению.
Дети, участвующие в данном упражнении, отличаются четким пониманием фактур живой и неживой природы и способны проявлять фантазию в изображениях фактур оной, опираясь на недавно обретенные навыки. Развитие внимательности к окружающему их миру, посредством наблюдательности, дает толчок ко все нарастающему интересу в различных сферах жизни и обогащает фантазию. Также совершенствование способов изображения натуры приводит ребенка к возможности самостоятельной оценки результатов.
Учащийся может сам отметить свой художественный рост и сам же проанализировать результаты последней работы относительно предыдущих.
Данное упражнение применимо в учреждениях дополнительного образования и начальных классах общеобразовательных школ с художественным уклоном. На уроках изобразительного искусства в общеобразовательных школах следует разделить каждый из двух этапов упражнения на отдельные четыре, закрепляя каждый пройденный способ изображения фактуры несколькими заданиями с применением полученных знаний и навыков.