Проект для детей старшего дошкольного возраста
Проект «Будешь книги читать-будешь все знать».Долгосрочный. Творческий. Коллективный.
Автор: Воробьева Алла Абдулмеджидовна, воспитатель, ГБОУ СОШ 609, г. Москва.
Актуальность:
1 июня 1929 года в стране началась просветительская компания под названием «Библиотечный поход», которая рассматривалась как важное государственное мероприятие и должна была способствовать организации широкой пропаганды литературы среди рабочих, крестьян, молодежи. Эта компания стала продолжением начавшегося в 1928 году культпохода, проходившего
В наши дни в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 июня 2015 года № 426, а также в целях привлечения внимания общества к литературе и чтению, 2015 год в России объявлен Годом литературы.
«Язык, история, культура, духовные ценности и национальные традиции — это основа основ, и внимание к ним государства, общества должно быть и будет постоянным. Только так можно уверенно развиваться, сохранять свою самобытность и сберегать себя как народ «, — сказал В. В. Путин.
Цель:
Закрепление знаний детей о русских народных и литературных сказках; о художниках
Задачи:
1. Популяризация книжного фонда библиотеки группы среди детей и родителей.
2. Координация усилий педагогов и родителей, направленных на популяризацию книги и чтения среди детей.
3. Стимулирование интереса к книге и чтению, формирование устойчивых навыков обращения к книге, как источнику интеллектуального, духовного и творческого развития.
Ход работы:
За долгие годы работы в детском саду, накопилось много опыта и детской литературы.
Решив не расставаться с книгами, стали приводить их в Порядок, и с помощью родителей потихонечку создавать библиотеку. Один занимался картотекой, другой формулярами, третий — алфавитом, а четвертый — ламинировал. Трудились долго.
Ведь все люди работающие. Если бы не единомышленники — ничего не получилось.
Параллельно с библиотечной работой посещали центры русской культуры: Абрамцево и Талашкино; Всероссийский музей декоративно — прикладного и народного искусства, Государственную Третьяковскую галерею; слушали лекции о меценатах: М. К. Тенешевой, С. Т. Морозове; о художниках и писателях: В. М. Васнецове, А. М. Васнецове, А. М. Врубеле, Т. С. Аксакове; побывали на выставках их учеников: Л. Ю. Анненковой и др. Понравилось!
Разложили книги по алфавиту и разделам: «Русские народные сказки», «Энциклопедии», «Сказки зарубежных писателей», «Сказки советских писателей», «Сборники» и пр., в том числе и «Книги старых лет издания».
Оказалось, мы являемся обладателями книг: А. С. Пушкина с иллюстрациями Т. Мавриной, которой отмечали 110 — летие со дня рождения художницы; русских народных сказок: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Царевна — лягушка» с иллюстрациями Ю. Д. Коровина, которому отмечали 100 — летие и др.
Это еще больше нас воодушевило на созидание, и мы стали создавать книги своими руками.
Из фанеры, в рост ребенка, выпилили и раскрасили книгу по сказкам. Эта книга часто используется педагогами во время проведения праздников и досугов. Дети выходят из нее в костюмах сказочных героев и начинают действие.
Затем на свет появилось «Лукошко сказок». Страницы этого лукошка выпилены из фанеры. Умеющие вязать мамы, обвязали страницы по мотивам русских народных сказок.
После того, как дети познакомились со сказочными котами Т. Мавриной, они стали их часто рисовать в свободной деятельности. С каждым разом коты получались все интереснее и разнообразнее.
Выяснилось, что у каждого второго ребенка и сотрудника группы есть кот или кошка. В результате чего выпустили стенгазету «Наши любимчики».
С помощью родителей, домашние, ухоженные, привитые коты были доставлены в детский сад, где о них сняли фильм под музыку Джоаккино Россини «Дуэт кошек».
Затем, детям было предложено выбрать тему и героев для самостоятельного написания рассказа. Дети предлагали разные варианты событий, а воспитатель отбирал их и обрабатывал. В результате творческой деятельности появился рассказ о каникулах кота Пирата.
После написания текста дети принялись пошагово и старательно иллюстрировать рассказ картинами котов, а детали сюжета дорисовывали родители. Так как проект проходил в подготовительной группе, в конце учебного года, то созданное слайд — шоу по придуманному рассказу дети озвучивали сами.
Из страниц с текстом и иллюстрациями мы создали книжный блок и оформили обложку.
Мы планировали, что в дальнейшем, книгу придется часто брать в руки малышам. Ведь после ухода выпускников библиотека перейдет в их руки. Поэтому решили сделать обложку надежной, из кожи.
Для этого попросили родителей принести старые ненужные вещи, у кого что есть. Добра набралось много. В ход пошли женские сапоги и сумки, куртки и перчатки.
Словом, было из чего выбрать. Так у нас получилась рукотворная книга в кожаном переплете.
В группе создали мини — музей книги: «От большой до маленькой». В него входят книги интересные по оформлению и содержанию. Самая маленькая книга выполнена в виде брелка.
Не забыли и про участок, оформили по сказкам К. И. Чуковского: «Чудо — дерево», «Бармалей» и «Телефон». Телефонный аппарат изготовлен с большой выдумкой. В нем мы устроили кормушку для птиц и белок, от которых нет отбоя. Когда дети кладут корм, они тут же снимают трубку и приглашают животных на пир.
В процессе прогулки дети имеют возможность рассмотреть их вблизи.
На чудо — дерево все желающие могут забросить выбывшую из строя пару обуви. Таким образом, детям легче запоминать названия произведений, всегда можно поговорить об авторе и вспомнить его четверостишия.
В цветнике нашей группы «отдыхают» коты, оформленные под декоративный заборчик и раскрашенные выпускниками на память о себе.
Годы идут… Пришли новые дети и родители, которые продолжают участвовать в проекте.
К 215 — летию со дня рождения А. С. Пушкина изготовили коллективную поделку:
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный Дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Дети с воспитателем сконструировали и раскрасили дом. Затем, скормили белкам орехи, после чего собрали скорлупу и уложили ее горкой. Белочку и ель вязали родители.
Белочка является любимой игрушкой детворы.
В детском саду организовали конкурс самодельных игрушек из любимых детских сказок, которые теперь используются в кукольных спектаклях.
Корова и теленок из сказки Альфа Прейсена «Про козленка, который умел считать до десяти» и «Попугай Кеша».
В течении нескольких лет принимали участие в конкурсах детского рисунка: к 105 — летию Н. Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей», Э. Н. Успенского «Крокодил Гена и его друзья» и др.
После прочтения книг и обсуждения содержания, сделали с детьми аппликации на спилах дерева: «Петушок — золотой гребешок», «Карлсон, который живет на крыше» и пр.
Спилы делают родители или мы сами, из деревьев, подлежащих санитарной рубке на территории детского сада.
Интересно проходят театрализованные досуги. Приглашаются дети из других групп, родители.
Музыкальная сказка «Дорога на мельницу» В. Степанова.
Вывод: На протяжении четырех лет мы с детьми посещали:
1. Художественный салон, где широко представлены работы по декоративно — прикладному творчеству и картины современных художников.
2. Выставочный зал, где проходили лекции — семинары о творчестве художников для детей.
3. Детские библиотеки города, где участвовали в викторинах по произведениям авторов, отмечающих свой юбилей: 95 — летие Б. В. Заходера, 100 — летие С. Михалкова, 100 — летие В. Ю. Драгунского, 120 — летие В. В. Бианки, 80 — летие руководителя Театра зверей им. В. Л. Дурова Н. Ю. Дуровой.
В группе детского сада читали книги, изучали их состав. Продолжали знакомиться с творчеством писателей и художников, пересказывали сказки и рассматривали иллюстрации, устраивали досуги и праздники приуроченные к памятным датам: 125 лет художнику — иллюстратору Н. Э. Радлову. Отмечали юбилеи книг: 90 лет со времени написания сказок В. В. Бианки «Лесные домишки», «Чей нос лучше?», «Чьи это ноги?», «Кто чем поет?»; сказки К. И. Чуковского 85 лет «Айболит»; 65 лет «Стихи детям» Агнии Барто; 60 лет Н. Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»; 55 лет — книге В. Ю. Драгунского «Денискины рассказы. «
В процессе работы родители стали нашими единомышленниками. Они поддерживают любую инициативу, предлагают свои варианты досуговой деятельности. В нашей группе существует традиция: экскурсия выходного дня.
Родители занимаются приобретением билетов на детские спектакли и концерты ; договариваются о проведении выставок; украшают музыкальный зал и территорию детского сада перед проведением праздников и открытых просмотров; шьют костюмы; устраивают застолье для детей; дарят памятные подарки — книги.
За время проекта у детей активизировалась речь и обогатился словарный запас, они научились работать в группах, различать рисунки В. Чижикова от Н. Радлова и В. Сутеева, В. Васнецова от И. Билибина и В. Конашевича, находить информацию и применять ее на практике.