Поэт и время
Поэт и время
Шепнуть о том, пред чем язык немеет,
Усилить бой бестрепетных сердец —
Вот чем певец лишь избранный владеет,
Вот в чем его и признак, и венец!
А. Фет
Мы были людьми.
Мы епохи.
Б Пастернак
Спасибо вам! Вы хорошо горели.
А. Тарковский
Минувших дней очарованье,
Зачем опять воскресло ты?
И разбудив воспоминанья
И замолчавшие мечты?
Шепнул души привет бывалой,
Душе блеснул знакомый взор;
И зримо ей минуту стало
Незримое с давнишних пор.
В. Жуковский
Наше время
Мы живем в ХХІ веке и проистально всматриваемся в будущее. Ведь людям свойственно желание заглянуть за таинственную завесу времени: узнать, будут ли они счастливы? В третьем тысячелетии, как пишут ученые, «не менее остро встанет проблема будущего, потому что человечество, как показал Арнольд Тоффлер, переживает «футурошок».
Иначе говоря, настроение будущего совершается с такой скоростью, что человечество не успевает приспособиться к нему, возникает
И право говорить от имени человечества предоставляется, в первую очередь, мерой таланта, хотя талантливость такого уровня измерению не поддается. Арсений Тарковский писал: «Поэзия — меньше всего литература. Это способ жить и умирать, это дело очень серьезное, с ней шутки плохи, она и убивать умеет, как Лермонтова, как Цветаеву, как еще очень много других». Быть поэтом — и счастье, и несчастье в любое время и в любой стране.
И сегодня мы попробуем прикоснуться душой к русской поэзии, услышать живой голос поэтов ХІХ и ХХ века.
Гений в любом виде творчества всегда оригинален. И чтобы понять индивидуальность каждого, нужно, как говорил В. Белинский «сперва перечувствовать, чтобы потом понять мыслью».
Первая страница
Раздумья — пророчества о судьбе мироздания поэта ХІХ века Федора Ивановича Тютчева, воплощенные в необычайно-образной форме, оказались созвучными читателям, живущим в конце ХХ — начале ХХІ века.
Стихотворение «Наш век»
Поэзия Тютчева — это своеобразная лирическая исповедь человека, посетившего «сей мир в его минуты роковые». Призрачно счастье на земле, наполнен мир любовними томленими и страданиями. Ностальгическое стремление попасть или вернуться в счастливое прошлое знакомо многим, и особенно ярко оно представлено в поэзии Тютчева.
«Я встретил вас»
Эти замечательные тютчевские строки о любви поются чаще, чем декламируются. Можно предположить, что поэт начал писать их в своей душе еще в цветущей юности, а закончил уже в преклонном возрасте, почти полвека спустя. Это чувство было обращено к Амалии Крюденер.
Они познакомились в 1823 г. в Мюнхене, где 20-летний Федор Тютчев состоял в русской дипломатической миссии. Пятью годами моложе была графиня Амалия Лерхенфельд. Разное положение в обществе юной графини и незнатного русского дворянина окупалась их взаимным влечением. Но простой русский дворянин показался ее родителям не такой уж выгодной партией для их дочери, и они предпочли ему барона Крюденера.
В своей долгой жизни они встречались нечасто. В июле 1870 года Федор Иванович лечился в Карлсбаде. В это время сюда на целебные воды приехала и Амалия с мужем. Прогулки с пожилой, но все еще сохранившей привлекательность графиней вдохновила поэта на одно из самих прекрасных стихотворений.
26 июля, возвратившись в гостинницу после прогулки, он на одном дыхании написал стихотворение-признание.
Вторая страница
Стихотворение «Целый мир от красоты»
Это стихотворение принадлежит Афанасию Фету — поэту мгновения. «Хоть счастие судьбой даровано не мне», — писал Фет, но поэзия его наполнена счастьем и любовью.
«На заре ты ее не буди»
В серце Фета жила любовь к Марии Лазич. Молодые люди были очень счастливы тем, что повстречали друг друга. Наверное, именно эта любовь создала одно из самых благоуханных созданий мировой любовной лирики, сотканное из лунных лучей, соловьиных трелей, зыбкой и таинственной светотени ночной и торжествующей утренней зари.
Стихотворение «Шепот, робкое дыханье..»
Но, к сожалению, Мария была такой же бедной, как и Фет. И он, лишенный состояния и твердой материальной основы, не решился связать с ней свою судьбу. Однажды, когда Фету по делам пришлось уехать ненадолго, Мария умерла ужасной смертью. Рассказывают, что на ней загорелось платье от случайно оброненной спички, но, возможно это было сделано и намеренно?
Охваченная пламенем, она воскликнула: «Ради Бога, спасите письма!» , и бросиласьпо ступенькам в сад. Спасти ее было невозможно. Последние слова «Он не виноват, а я…»
Стихотворение «Аве Мария»
Третья страница
Звучит романс » Утро туманное»
Это стихотворение Ивана Тургенева называют пророчеством и воспринимается оно как отражение любви к Полине Виардо, одной из самых замечательных женщин ХІХ века. Они знали счастливые дни. Письма Тургенева к Виардо — потрясающий Роман любви, длившийся сорок лет. Но вот что примечательно.
В повести «Ася» мы находим такие строки: «У счастья нет завтрашнего дня, у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего; у него есть настоящее — и то не день, а мгновение…» Стихотворение «В дороге» — ровесник знакомства Тургенева с Виардо, но оно во многом отразило будущие настроения писателя на протяжении его «великого романа».
Стрелки часов идут по кругу, отмеченному моментами «истории любви». Призрачно счастье, несравненно больше любовных томлений и страданий. И неважно, какой это век ХІХ или ХХ…
Четвертая страница
А тепер мы перенесемся в поэтический мир начала ХХ века, чтобы ощутить вкус поэзии «Серебряного века». Среди плеяды русских поэтов прежде всего хочется вспомнить русских символистов как зачинателей новой культуры.
Стихотворение «Предчувствую тебя» А. Блока
Это стихотворение Александра Блока из цикла «Стихи о Прекрасной Даме». Этот цикл был посвящен Любови Дмитриевне Менделеевой. Это лирический дневник, посвященный невесте, а затем жене. За 40 лет жизни много пришлось пережить поэту, он называл ХХ век «минутой смятения и борьбы лжи и правды».
И эта страдающая и мятущаяся душа оставляет глубокий след в сердцах наших современников.
Пятая страница
В. Рождественский писал: «Жизнь посылает некоторым поэтам такую судьбу, которая с первых же шагов сознательного бытия ставит их в самые благоприятные условия для развития природного дара. Все в окружающей среде способствует скорому и полногласному утверждению истинного пути. И пусть в дальнейшем он сложится трудно, а порой и трагически, первой ноте, взятой голосом точно и полновесно, не изменяют уже до самого конца».
Такой была и судьба Марины Цветаевой, яркого и значительного поэта первой половины ХХ века.
Звучит песня «Мне нравится, что вы больны не мной»
Еще в ранней юности провозглашенный со страстной убежденностью жизненный принцип: быть только самой собой, ни в чем не зависеть ни от времени, ни от среды — обернулся в дальнейшем неразрешимыми противоречиями личной судьбы. Она была образованнейшим человеком своего времени. Шестнадцатилетней она уже писала стихи, и не только на русском, но и на немецком языках!
Она познала великую любовь к Сергею Эфрону, пережила смерть дочери, годы эмиграции, арест старшей дочери и мужа. Найти свое место в этом мире, обрести счастье ей уже было не суждено. В состоянии душевной депрессии, она покончила с собой 31 августа 1941 года.
Стихотворение «Золото моих волос»
Шестая страница
Женская поэзия ХХ века тесно связана и с другим именем. Анна Ахматова… Это имя знакомо всем, ее поэзия не оставляет равнодушных.
Академик Лихачев говорил: «Есть два вида поэтов. Один блистает какое-то время, другие остаются в веках. Последние и есть Поэты».
Высокая поэзия занимается «вечными» вопросами и не признает мелкотемья, даже если формальным поводом для написания стиха является цветочек или бабочка, чувство любви или разлука.
Стихотворение «Сжала руки подтемной вуалью»
Любовь — это главная тема ранней лирики Ахматовой. Однажды она призналась: «Стихи — это рыдание над жизнью». И как всякое рыдание, поэзия скорбна, трогательна, проста. Прожила Ахматова долгую жизнь. Легендарной была любовь Николая Гумилева и Анны Ахматовой.
Но двум поэтам — крупным, свободолюбивым личностям, трудно было ужится в одном гнезде. Вообще судьба была безжалостна к Ахматовой. Сначала она потеряла первого мужа , затем второго .Сына Гумилева могла тоже постичь участь отца, но пройдя ад сталинских лагерей, он все-таки выжил.
Да и самой Ахматовой помогла выстоять вера. Среди написанного в последние годы жизни есть маленькое стихотворение:
Поэт не человек, он только дух —
Будь слеп он как Гомер,
Иль, как Бетховен, глух,
Все видит, слышит, всем владеет.
Оно обладает необыкновенной магической силой. Подобну осколку зеркала, оно вбирает в себя извечную попытку поэта понять самого себя, свое место в мире, осознать природу вдохновения.
Седьмая страница
Последней страницей нашего путешествия будет творчество Сергея Есенина. «Моя лирика жива одной большой любовью»,- говорил поэт. Его лирический голос — это голос обнаженного сердца. Его поэзия отражает драматизм судьбы личности.
Песня «Письмо матери»
Поэзия Есенина — неповторимый мир. Несказанна любовь поэта к природе, глубока она к матери, неотразима к женщине, трогательна к братьям нашим меньшим. Все вмещает сердце поэта, может оттого оно и горит неистовым огнем, и мечется, и страдает. Природа для Есенина — друг, чье настроение совпадает с его настроением.
Никто так часто не прибегал к образу берез и клена, как это делает Есенин. Клен в его стихотворениях отражает все вехи его жизни, его радость и горькое чувство утраченной молодости, ощущения увядания. Его поэзия наполнена народными мотивами, оттого стихи его звучат больше как песни.
Песня «Клен ты мой опавший»
Поэт рано ушел из жизни. Но 30 лет жизни вместили в себя все потрясения и трагедии эпохи. Он оставил нам чудесное поэтическое наследие. Он любил этот мир. И его любили, пытались ему помочь, но трагическая обреченность не покидала поэта.
Любовь великой американской танцовщицы Айседоры Дункан, безответная любовь Галины Бениславской, которая через год после смерти поэта застрелилась на его могиле — эти страницы жизни поэта навсегда останутся в народной памяти.
Из двадцатых годов ХХ столетия поэт незримо шагнул в наше время и дальше в будущее. Пусть всегда в ваших сердцах найдется место лирике Есенина, так как любое состояние души можно объяснить стихами поэта.
Песня»Отговорила роща золотая»
Поэт Наум Коржавин сказал однажды: «Время дано. Оно не подлежит обсуждению. Подлежишь обсуждению ты, разместившийся в нем».
Ушли в небытие те, кто преследовал, мешал жить, пытался уничтожить поэтов. Но поэзия бессмертна. И великих поэтов много и они прекрасны, как звезды на небе в августовскую ночь. Поэтов, о которых мы говорили, нет в живых, но свет их поэзии идет к нашим сердцам, и мы теплеем. И если мы будем прикасаться к прекрасному, то «меч исчезнет, а звезды останутся».А оттого, что кто-то из нас, ныне живущих, не любит поэзию, эти поэты не становятся менее великими.
Это мы остаемся такими же мелкими, хотя ангел обращается к нам тоже. Душа человечества питается и полнится их горением и ими жива.
Пройдут столетия, появятся новые гении, отойдут в историю кумиры, но они никогда не исчезнут полностью, они просто передадут факел духа другим, достойным, становясь частью их дыхания. А мы с вами должны быть достойны этого горения.
Песня «Почему про нас говорят»
+v