Анализ рассказа К. Воробьева «Милая моя девочка!»
Что есть жизнь? Эта безбрежная, безграничная кладовая человеческих чувств? Где?
В какой далекой стороне сокрыт тот вечный, желаемый, еще не познанный смысл человеческого бытия? Скажите мне, что есть жизнь?..
Рассказ К. Воробьева «Милая моя девочка!» написан в эпистолярном жанре. Повествование ведется от первого лица. То, на что мы сразу обращаем внимание, — символичное название рассказа: «Милая моя девочка!» Это название, обращение, восклицание дает особое ощущение мелодичности, напевности текста: ведь речь пойдет о чем-то дорогом,
Понимая это, мы непроизвольно рушим барьер между автором и читателем, мы готовы сопереживать, сочувствовать героям.
Примечательно, что имена героев не названы, это просто «милая девочка» и «лукавый мальчик». Героиня, чье присутствие мы можем почувствовать, но не пронаблюдать , является идеалом автора. Ее описание представлено в рассказе через яркие эпитеты: «с грустными глазами и кротко поджатыми губами, познавшими скорбь», «доверчивая рука».
Воспоминания о ней помогают герою выжить в трудных обстоятельствах.
Хронотопические рамки рассказа неясны и
Эта странная, неясная, расплывчатая точность усиливает реализм рассказа, углубляет его содержание, приговором проносится над героями, обреченными на «неизбежную разлуку».
Сюжет рассказа прост, но безмерно глубок. Двое возлюбленных расстаются. Она живет в «синей своей комнатке», а он — на Каме, в бараке с единственным окном. Ждет ли она его?
Мы этого не знаем. Что послужило причиной их бесконечной разлуки? Автор говорит о ссылке, о долгом пути «с запада на север».
О том, что этот путь имеет принудительный характер, нам сообщают языковые средства: «Я проделал долгий путь… в сурчинах с водой, по пояс в болотной воде…» , «брести в неизвестное».
Рассказ состоит из пяти абзацев , и сразу, в первом абзаце, появляется главный символический образ рассказа, который невидимыми нитями связан и с героем, и с героиней, — «стеклянный квадратик» изображает «лукавого мальчика, уворовавшего в чужом саду гроздь вишни». Благодаря этому образу текст приобретает дополнительную, очень значимую и глубокую, смысловую насыщенность. Что именно автор подразумевает под «гроздью вишни»?
Сердце героини? Частичку ее души? Этот вопрос проходит через весь рассказ, мы возвращаемся к нему и в конце произведения. «Скажи мне, что тот лукавый мальчик уворовал вишни из своего сада…» — пишет ей герой. Но нет ответа. В конце лишь многоточие.
Нет ответа… Слишком тонок смысл — настолько тонок и уязвим, что невозможно описать на бумаге. Что ж, будем вместе с героем всматриваться в даль и ждать весточки от нее.
Семь раз К. Воробьев употребляет многоточие. Автор размышляет вместе с героем, делая психологически выверенные паузы: читатель должен очень осторожно, чутко додумать многое сам…
В рассказе использован прием тайной психологии: «…в моем бараке единственное окно, выходящее прямо на эту проклятую Русью реку». Окно — символ неумершей надежды, ведь, несмотря ни на что, герой верит, ждет, страдает, чтобы встретиться с ней, вновь увидеть ее лицо, ее «скорбные губы», почувствовать в своей руке ее «доверчивую руку». «Проклятая река» — символ жизни, жизни одинокой и пустынной, нестерпимо мучительной жизни, доставшейся герою «шутливой иронией судьбы».
Яркий прием, употребленный К. Воробьевым, — метафорическое перевоплощение . Деревья — люди. Это еще одна философская тема, затронутая автором в рассказе.
Цветовые эпитеты помогают образно описать противоречивое душевное состояние героя: «синяя комнатка», «иссиня-черна и холодна» вода, «неподвижны и черны» бревна .
Как же определить тему и идею этого маленького по размеру, но безграничного по содержанию рассказа? Как вложить в несколько слов то, что хотел донести до нас автор? Я определила бы тему рассказа как борьбу с превратностями судьбы; бороться и выжить в этой борьбе должен каждый из нас — просто для того, чтобы остаться человеком.
Идею рассказа я определила бы одним словом — НАДЕЖДА. Когда она есть, человек способен покорить и горы, и тайгу; чувствуя ее «доверчивую руку», он сможет «встать на ноги и брести в неизвестное». Пожалуй, главный смысл всего «умещается» и в другом слове — ЛЮБОВЬ.
ЛЮБОВЬ — НАДЕЖДА — ЖИЗНЬ — вот формула человеческого бытия и счастья.
Что есть жизнь? Это безбрежная, безграничная кладовая человеческих чувств? Ответ на этот вопрос хранится в нас. Стоит и искать его там.
Но как? Главные пути постижения самих себя, и истины, и смысла открываются через ЛЮБОВЬ — НАДЕЖДУ — ЖИЗНЬ. В них, и только в них сокрыт тот вечный, желаемый, еще не познанный смысл человеческого бытия.
Скажите мне, что есть жизнь?..