О поэзии Максимилиана Волошина
Судьбой и ветрами изваян профиль мой…
О поэзии Максимилиана Волошина
К творчеству М. А. Волошина в 11-м классе можно обратиться на завершающем этапе изучения поэзии Серебряного века. Посвятим этому урок, желательно сдвоенный. Личность Волошина давно мифологизировалась, обросла легендами.
Чтобы посмотреть по-новому на некоторые их страницы, прочтем ребятам автобиографию поэта. Знакомство с подробностями волошинской судьбы поможет учащимся прочувствовать атмосферу эпохи, они определят основные вехи жизненного и творческого
В годы послеоктябрьских испытаний гражданскую позицию Волошина истолковывали по-разному. Иногда ее определяли, как «стремление остаться над схваткой». Думается, что это не так. В 1920-е годы Крым переходил из рук в руки, и всем было известно, что Волошин при белых прятал у себя большевиствующих матросов, а при красных — спасал офицеров. Не занимаясь политикой, он занимался людьми.
И в белых, и в красных он видел прежде всего людей. Лучше других понимала эту его особенность
Это было страшное время, которое Волошин запечатлел в своем «белом» стихотворении «Террор» — оно считается одним из самых сильных в русской поэзии на эту тему.
Итогом первого урока должен стать Тезисный план в тетради «Ведущие черты поэтического облика М. А. Волошина» :
1) неразрывность лирического и личностного мира;
2) полное соответствие его стихотворных деклараций образу жизни и стилю поведения;
3) все события жизни Волошин мерил с этической точки зрения.
Цель второго урока — выяснить литературные пристрастия М. А. Волошина. Поэт смотрит на мир с высоты тысячелетних культур разных народов. Прочтем ребятам фрагменты поэмы «Четверть века» с тем, чтобы определить ведущий поэтический прием, который использует Волошин, создавая образы времени и пространства. Все три времени — настоящее, прошлое и будущее — сомкнуты в одно, а пространство как бы «сплющено», и таким образом возникает представление, что лирический герой находится во всех веках и в любой эпохе одновременно.
Этот прием позволяет от хаотических впечатлений современной жизни перейти к основам истории мира в связи с историей отдельного человека. В результате этих наблюдений делается вывод, что одна из характерных черт поэтики Волошина — сочетание лирики и эпоса.
В предисловии к книге избранных стихотворений «Иверни» находим нечто близкое нашим наблюдениям. Волошин так излагает в общих чертах эволюцию своей поэзии, ее лирического героя: «Вначале странник отдается чисто импрессионистическим впечатлениям внешнего мира… переходит потом к более глубокому и горькому чувству матери-земли… проходит сквозь испытание стихией воды… познает огонь внутреннего мира и пожары мира внешнего…»
«Пожары мира внешнего…» — войны и революции. Для Волошина война, убийство, террор неприемлемы. Но поэт оказался свидетелем нескольких революций и войн.
В своей автобиографии он писал: «Ни война, ни революции не испугали меня и ни в чем не разочаровали, я их ожидал давно и в формах еще более жестоких». Здесь уместно обратиться к стихотворению «Дикое Поле» и вновь отметить передвижение во времени и пространстве как прием, помогающий ввести историю в современность, сочетать эпохи и народы.
Ощущение единения пространства и времени чаще всего появлялось у Волошина в Коктебеле.
В трех точках Коктебельского залива узнается Волошин.
Первая точка — Дом, где он жил и работал.
Вторая — могила на высокой горе над поселком.
Третья точка — склон горы Карадаг. Если смотреть в эту сторону из дома поэта, абрис скалы напоминает профиль Волошина.
Он сам замечает это, когда в стихотворении из цикла «Киммерийская весна» говорит о Коктебеле.
Его полынь хмельна моей тоской, Мой стих поет в волнах его прилива, И на скале, замкнувшей зыбь залива, Судьбой и ветрами изваян профиль мой.
Цветаева говорила, что Волошин — «порождение земли», дух земли. Действительно, поэт всегда ощущал себя частью природы. Друзья не зря в шутку называли его «Макс де Коктебель». Лучшие его произведения связаны с крымской землей — Киммерией, как любил называть ее Волошин. И конечно же, многие стихотворения поэта посвящены этой земле.
Здесь проявляется еще одна грань таланта этого человека: в Волошине соединились поэт и Художник.
Покажем учащимся репродукции акварелей Волошина. На них изображена не природа, а ее лики. Пейзажи скорее воплощают идею, отношение художника к земле, чем просто копируют действительность. Вот как говорил об этом сам Волошин: «Чувство Родины неизбежно связано с пейзажем.
Если мы упоминаем о «дыме отечества» или тоске родных песен, то только потому, что они более властно, чем зрительные ощущения, раскрывают перед нами душу пейзажа… Пейзаж — это лик родной земли, лицо матери. От созерцания этого лица в душе подымается та тоска, жалость, нежность, та надрывающаяся и безысходная любовь, с которой обычно связано чувство Родины».
Волошин часто называл акварели строками из своих стихотворений, делал к ним стихотворные подписи.
В начале своего творческого пути Волошин прошел через увлечение поэзией «парнасцев» — группы французских поэтов ХIХ века . В их произведениях поэту импонировало живописное начало, умение видеть и передавать краски мира, его тона и полутона. Эта эстетическая программа «парнасцев» воплощалась в стихах Волошина, посвященных Киммерии.
Прочтем некоторые из них. Говоря о стихотворении «Старинным золотом и желчью…», отметим его особенность: в нем слышны… «краски». Нередко, прежде чем создать пейзажное стихотворение, Волошин записывал слова, передающие оттенки красок, цветов, чтобы в произведении добиться нужного цветового соотношения. Стихотворение «Старинным золотом…» вполне можно назвать «акварелью в стихах».
Цвета, формы, запахи — все вместе создает такую картину, которую хочется видеть так же, как «слышать звучание» волошинских акварелей.
При анализе стихотворения «Звонки стебли трав…» спросим ребят: «В чем «аромат» этих строк Волошина?» Можно заметить, что здесь изображены не просто живописные уголки природы, но и «говорящие»: мы слышим голос земли, истории, трав и камней, будто сама природа рассказывает о том, что навек запечатлелось в ее памяти.
В декабре 1926 года Волошин написал стихотворение «Дом Поэта», в котором выразил раздумья о собственном творчестве.
Дверь отперта. Переступи порог. Мой дом раскрыт навстречу всех дорог.
После чтения этих строк спросим ребят: «Как вы понимаете, навстречу каким дорогам открыт «Дом Поэта»?», «Какой смысл имеет название «Дом Поэта»?» В результате поиска ответов учащиеся должны подойти к выводу, что в творческой биографии «Дом Поэта» расширяется до понятия «Мир Поэта». После этого уместным будет рассмотреть фотографии с видами дома Волошина, который напоминает корабль. Л. Озеров в статье «М. Волошин, увиденный его современниками» пишет: «Дом Волошина был похож на корабль.
Его так и называют — корабельным. Дом-пристанище? Не только. Над Домом — башня с площадкой для наблюдения над звездами. Стартовая площадка для полета мысли».
Завершающие строки стихотворения звучат итогом жизненных раздумий поэта. Учащимся предлагается письменно проинтерпретировать их.
Будь прост, как ветр, неистощим, как море, И памятью насыщен, как земля. Люби далекий парус корабля И песню волн, шумящих на просторе, Весь трепет жизни всех времен и рас Живет в тебе. Всегда. Теперь.
Сейчас.