Конспект занятия по экологическому воспитанию «Встреча старичка Лесовичка с жителями леса»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4 общеразвивающего вида
С приоритетным осуществлением деятельности
По физическому направлению развития детей»
Октябрьского района в городе Красноярске
Конспект занятия
По экологическому воспитанию
«Встреча старичка Лесовичка
С жителями леса»
Подготовила воспитатель
Колпакова Лариса Павловна
Г. Красноярск
Цель : Создать условия для уточнения и расширения представлений детей о жизни наиболее распространенных
Задачи:
Обобщать представление детей о приспособляемости животных к разным средам обитания, которое проявляется во внешнем виде животных и особенностях их жизнедеятельности ;
Воспитывать у детей гуманное отношение к животным;
Способствовать развитию умения слушать друг друга, дополнять ответы товарища, уточнять их, доказывать свое мнение, рассуждать;
Материал : физическая карта Красноярского края, картинки с изображением бурого и белого медведей, белки, зайца, Красная книга мира и России и соответствующие наборы открыток, календарь природы.
Кукла — старичок
Ход занятия
Старичок Лесовичок приходит в гости к ребятам: » Дети! Я вчера ходил в гости к кикиморе и по дороге повстречал таких добрых и хорошеньких жителей леса! Вот догадайтесь, кто это? .
«Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы —
Уши больше головы .
Старичок Лесовичок просит рассказать ребят все, что они знают про зайца. После высказывания детей он добавляет то, что они не сказали . Старичок Лесовичок раздает детям 8-10 штук различных игрушечных зайчиков и сообщает, что дети теперь будут и играть роль зайцев.
— Дорогие зайчики! Я сегодня как специалист — проведу у вас занятие, которое восполнит пробел в ваших знаниях о жизни леса. Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечайте на них. Сядьте прямо, поднимите уши, не косите глазами.
Знаете ли вы, что лес — это сообщество лесных обитателей? Кто входит в это сообщество? . Деревья в лесу — самые главные обитатели. Березовая роща, например, состоит из берез, в сосновом бору поселились красавицы сосны. В смешанном лесу произрастают осины, березы, пихта, ели и другие деревья. Кроме того, там много кустарников.
Что растет под елками в траве? . Правильно, там растут грибы, на освещенных солнцем полянах краснеют ягоды. В лесу много больших и маленьких животных: птиц, жуков, гусениц, красивых бабочек и зверей. А каких хищников вы знаете? . А растительноядных? .
— рассмотрите картинки и разложите животных на две группы по способу питания .
В лесу все зависят друг от друга. Каждый обитатель леса находит себе пищу, сооружает жилище, знает, где можно спрятаться, как пережить суровую зиму. Вот почему лес называется сообществом лесных обитателей.
— Рассмотрите календарь природы. Погода. Какое сейчас время года? Что меняется в жизни животных, например, осенью? .
— теперь посмотрим как зайцы — беляки приспособились к жизни в лесу. Как они передвигаются? . Быстро или медленно? . Задние ноги у зайца очень сильные и длинные. Убегая от хищника, он делает огромные прыжки.
Посмотрите на картины .
— Теперь, зайчики, посмотрите на свои ноги . Разве с такими слабыми, короткими ногами можно идти вам в лес?
Пойдемте тренироваться — развивать ноги:
Соревнование «Полоса препятствий»
Еще надо поговорить о маскировочной окраске беляков. Почему они линяют? . Правильно, зимой шерсть густая с подшерстком — зайцу тепло. К тому же она белая, маскирует его под снег, прячет от врагов. Летом шерсть негустая, чтобы зайцу было нежарко, а серый цвет делает его малозаметным среди травы и под елкой. Бывает так, что осенью снег еще не выпал, земля темная, а заяц уже начал белеть.
Тогда белая шерсть выдает его с головой.
Теперь посмотрите все друг на друга. Какого вы цвета? Во что одеты? Ну, прямо карнавал настоящий — голубые, розовые, в клеточку, в горошек, с фартучками, с бантиками.
В таком наряде можно разве идти в лес и жить там? Конечно, нет! После занятия подумайте, как смастерить себе маскировочные одежды — белую и серую шубки.
.
Затем старичок Лесовичок рассказывает, как он увидел необычную рыжую «птичку» на дереве, и загадывает вторую загадку:
«Кто на ветке шишки грыз
И бросал чешуйки вниз?
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? .
Старичок Лесовичок говорит, что белка очень спешила к своим детям и, поэтому, они не сумели поговорить. Она просит ребят что-нибудь рассказать про белку .
Д/и «Кто кого боится?» .
Затем старичок Лесовичок говорит, что один зверь его сильно напугал: он громко топал, ревел. Кто бы это мог быть?
Он загадывает загадку.
«Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос» .
— А медведь меняет цвет своей шубки? .
Воспитатель: на снегу белого зайца труднее заметить хищнику, и серебристую белочку на дереве, занесенном снегом, тоже труднее заметить, причем и хищнику и охотнику. Так животные приспосабливаются к условиям жизни. Такая окраска называется покровительственной.
Это слово вы запомните, когда будете учиться в школе. По цвету шубки можно определить, какое сейчас время года.
— Если шубка у зайца пестрая — это конец осени, скоро зима. Если она белая — значит, пришла зима. А вот волк, лиса, медведь не меняют цвет. Кто догадался: почему? .
— Старичок Лесовичок: помогите мне догадаться, почему же медведь зимой спит, а другие животные не спят .
— А по поведению медведя можно узнать, какое время года? .
Д/и «Собери цветные нитки». Лесовичок предлагает помочь ему собрать заранее разложенные цветные нитки. Где это легче сделать: там, где они совпадают с фоном, и там, где — не совпадают?
Почему? .
Перед уходом старичок Лесовичок благодарит детей за интересную беседу, обещает не забывать дорогу в детский сад.