Анализ стихотворения В. В. Маяковского «Лиличка!»
«Лиличка!» — стихотворение, призванное «вместо письма» явиться прощанием с любимой женщиной. И в отличие от письма, оно не обращение к адресату, а лишь «последний крик» отчаянья.
В «Лиличке!» нет светлого пушкинского прощания-прощения , наоборот, любовь висит на героине «тяжкой гирей». Нет в стихотворении и грозных лермонтовских упреков . Лирического героя «Лилички!» интересует только то безумное состояние, в которое его самого повергает расставание.
И стихотворение построено так, чтобы как можно резче передать
За кульминацией следует только куда менее острая, последняя, уже не подразумевающая никаких действий просьба «последней нежностью» «выстелить» «уходящий шаг».
Однако наряду с этой обычной для лирики в целом главной темой в стихотворении «Лиличка!» есть и мотивы, характерные для Маяковского лично.
Так, очень интересны сравнения, использованные в жалобах: бык, которого «трудом уморят», и «уставший слон» — ни с кем менее крупным, мощным и грубым своего лирического героя Маяковский не сравнивает, как в «Облаке в штанах»: «жилистая громадина», «глыба», которой «многое хочется!». Эпитет к слову «душа» также обыкновенный для Маяковского — она у лирического героя почти всегда «цветущая», великая. Только у такого героя чисто личные вроде бы проблемы могут восприниматься как вселенская катастрофа.
С другой стороны, интересно противопоставление в третьей жалобе : лирический герой противопоставлен «поэту». Это новое в отношении к словам «поэт» и «поэзия» вообще свойственно Маяковскому.
И в «Лиличке!» оно проявляется еще раз: «Слов моих сухие листья ли заставят остановиться, жадно дыша?» Понятно, что этот вопрос не требует ответа, но если все же отвечать на него, то ответ будет: нет! Слова не могут остановить героиню, а следовательно, и происходящее расставание; по сравнению с «жадным дыханием» жизни они только «сухие листья» «последней нежности», которыми можно «выстелить» «уходящий шаг».