«Прости» анализ стихотворения Некрасова
История создания
Стихотворение «Прости» было написано Некрасовым в 1856 г. и посвящено Авдотье Панаевой. Оно входит в так называемый «панаевский цикл» стихов о любви. Было напечатано в «Библиотеке для чтения» № 10 за 1856 г. и включено в собрание сочинений 1856 г.
Ни одно стихотворение Некрасова не положено на музыку столько раз, сколько эта миниатюра . Впервые это произошло в год написания. Среди авторов музыки знаменитые Римский-Корсаков, Чайковский.
Авдотья Панаева была первой красавицей Петербурга и женой Ивана Панаева,
Некрасов и Панаева были соавторами и единомышленниками, поэт называл возлюбленную второй музой.
Семейная жизнь Некрасова и Панаевой была похожа на весеннюю грозу, когда за бурей каждый раз следуют тишина и мир. В один из периодов бури и было написано стихотворение. Некрасов
Литературное направление и жанр
Стихотворение «Прости» — один из реалистических эпизодов в развитии отношений влюбленных. Некрасов не изображает внешность возлюбленной и даже ее характер. Он говорит только об обоюдных чувствах пары.
Это стихотворение, подобно Пушкинскому «Я вас любил», описывает развитие чувств, отношений, за которыми угадываются личность и характер. Жанр стихотворения — интимная лирика.
Тема, основная мысль и композиция
Тема стихотворения — расставание, прощание с возлюбленной.
Основная мысль: прощаясь, лирический герой призывает возлюбленную помнить среди разнообразных событий в их отношениях только хорошее и забыть все плохое.
Стихотворение состоит только из двух строф, противопоставленных друг другу, что выражается союзом но, начинающим вторую строфу. Первая строфа говорит о том, что в отношениях нужно забыть, а вторая — чего забыть нельзя.
Тропы и образы
В стихотворении нет ни одного прилагательного, а, следовательно, эпитета, кроме наречных ласково всходящее светило любви, бодро совершаемый путь влюбленных. Наречные эпитеты свидетельствуют о роли глаголов в тексте. Стихотворение — бурное развитие состояний, душевных порывов.
Внутренний мир героев передается с помощью противопоставленных друг другу метафор: дни паденья, бури — светило любви, всходящее над влюбленными, свершаемый ими путь любви. Слов в прямом значении с негативной окраской тоже много. Это обычные состояния поссорившихся влюбленных: тоска, унынье, озлобленье, слезы, угрозы ревности.
Слов с положительной окраской, обозначающих чувства и состояния, в стихотворении нет. Кажется, лучшее, что было в жизни возлюбленных — прекращение ссор и бури, бодро свершаемый путь.
Герою будто бы нравятся семейные неурядицы. Об этом свидетельствует использование глаголов. Глагол не помни употребляется в первой строфе 4 раза. Психологи говорят, что сознание человека не воспринимает частицы не.
То есть, повторяя не помни, лирический герой невольно призывает возлюбленную помнить о ссорах и размолвках, ревности.
А во второй строфе герой только один раз призывает возлюбленную не забыть благополучных дней любви.
Лирический герой стихотворения не хочет расставания, отсюда неоднозначный призыв прости, который должен означать не прощай, а извини, давай останемся вместе.
Размер и рифмовка
Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Женская рифма чередуется с мужской, рифмовка парная. В миниатюре Некрасов продумывает даже смысловые связи между рифмами. Негативно окрашенные рифмы в первой части сменяются оптимистичными во второй .