План — конспект урока по ОБЖ для 6 класса «Природа полна неожиданностей»
План-конспект урока по ОБЖ в 6 классе
Тема: «Природа полна неожиданностей»
Цели урока:
— сформировать у учащихся представления о возможностях выживания в условиях дикой природы;
— выработать моральную готовность к преодолению трудностей автономного пребывания в природной среде.
-характеристика опасностей, которые могут встретиться во время прогулок на природе.
-общие правила поведения во время экскурсий в природу.
— правила поведения в экстремальных ситуациях .
— опасные встречи .
Задачи:
—
— закрепить у учащихся правила поведения и способы жизнеобеспечения в условиях автономного существования в природе;
— воспитывать чувство ответственности за собственную жизнь и безопасность, формировать стремление к взаимовыручке и взаимопомощи, также чувство уважения и заботы по отношению к природе.
Ход урока.
Организационный момент. Приветствие, проверка к уроку.
Учитель:
-Из средств массовой информации известно немало случаев, когда человек оказывается один на один с природой и свою жизнедеятельность
Учитель:
— А вы смогли бы правильно действовать, оказавшись в подобной ситуации?
.
Что такое автономное существование? — .
Учитель:
— Каким может быть автономное существование по условиям возникновения?
.
Вынужденная автономия — по воле обстоятельств, человек остается один на один с природой.
Учитель: — Какие знания и умения ему потребуются, чтобы выжить в условиях вынужденной автономии?
.
Учитель:
— Давайте поговорим об этом подробнее.
— Какие временные укрытия можно соорудить из подручных средств?
.
— От чего зависит выбор типа укрытия?- .
Учитель:
— Не забывайте, что место для временного укрытия должно быть сухим, и по возможности, находиться недалеко от водоема!
Учитель:
— Умение добыть огонь и развести костер увеличивает шансы человека на выживание.
— Для чего необходим костер?
.
— А что делать, если нет спичек или зажигалки?
— существует способ добывания огня — с помощью лука и палочки. С первобытных времен огонь добывали при помощи огнива, кремня и трута; в качестве трута можно использовать: сухой мох, мелко раздробленную кору. В качестве кремня может служить твердый камень, огнива — лезвие ножа или любой стальной предмет. Камень следует держать как можно ближе к труту, ударяя кресалом так, чтобы искры падали на середину трута, когда трут начнет потихоньку тлеть, нужно раздуть это тление до появления огня, от которого поджечь заранее приготовленную растопку.
В солнечный день можно добывать огонь с помощью увеличительного стекла, сфокусировав солнечные лучи на трут. В качестве увеличительного стекла можно использовать линзу фотоаппарата, выпуклую линзу бинокля или фонарика.
Учитель:
— Какое еще одно условие для поддержания жизни вы знаете?
Ответы детей — вода.
Учитель:
— Ребята, можно ли использовать для питья воду из водоемов?
— природную воду, кроме родниковой и воды из высокогорных чистых ручьев, перед употреблением необходимо очистить и
Прокипятить. Воду можно продезинфицировать марганцовкой, сделав бледно-розовый раствор и выдержав его в течение часа; можно использовть5-ти процентную спиртовую йодную настойку 2-3 капли йода на 1 литр воды, хорошо перемешать и дать отстояться в течение одного часа.
Учитель:
— А что делать, если по близости нет источника воды, как ее можно добыть?
— можно получить воду, если на ветку лиственного дерева надеть полиэтиленовый мешок, положив в него камешек и туго завязав его у основания. Через некоторое время на внутренней стороне пленки появятся капли влаги, которые будут стекать на дно пакета. Можно пить утреннюю росу.
Для этого надо с вечера уложить кучу мелких камней на брезент и к утру на нем соберется вода.
Физкультминутка со словами.
-Вместе по лесу идем,
-Не спешим, не отстаем.
-Вот выходим мы на луг.
-Тысяча цветов вокруг!(Потягивания рук в стороны
-Вот ромашка, василек,
-Медуница, кашка, клевер,
-Расстилается ковер,
-И направо, и налево .
-К небу ручки потянули,
-Позвоночник растянули.
-Потянитесь вверх повыше —
-Вы достать хотите крышу. .
-Отдохнуть мы все успели
-И на место снова сели. .
Учитель:
— Что еще необходимо человеку для поддержания сил? .
— Что можно употреблять в пищу?
— ее можно добыть охотой и рыболовством, но это потребует от человека определенные умения и навыки, соответствующие приспособления. Растительная пища тоже способна в течение длительного времени поддерживать жизнедеятельность человека.
— Что можно использовать в пищу?
— малина, смородина, черника, брусника, клюква, земляника. Съедобны молодые побеги тростника, внутренний слой коры молодых деревьев, почки березы, липы.
Учитель:
— Какие правила безопасности необходимо при этом соблюдать?
— никогда не есть незнакомые ягоды, грибы и растения, не употреблять в пищу растения, выделяющие на изломе белый «молочный» сок, а также ягоды и грибы с неприятным запахом.
— Посмотрите на слайд, перед вами съедобные грибы, назовите ядовитые грибы.
Учитель:
— Что еще необходимо знать и уметь в ситуации вынужденной автономии?
— правильно подавать сигналы бедствия.
Учитель:
— Вы знаете, как можно подавать сигнал?
Ответы детей — средством сигнализации может служить яркая одежда, разложенная на открытом пространстве в виде стандартных международных сигналов. Международные сигналы можно вытаптывать на снегу или выкладывать из веток деревьев. Для обозначения своего местонахождения днем пользуются дымовыми сигнальными кострами.
Дыма будет больше, если в костер добавить свежую траву или сырой мох. Ночью для сигнализации используют электрический фонарь или яркий костер.
Задание.
Найди в тексте ошибочно вписанные слова, подчеркните их, замените их на правильные.
Место для костра. Костер необходим для приготовления жилища, сушки одежды, освещения, отпугивания насекомых и зверей. Чтобы развести костер, нужны спички, дрова, песок. Для надежности можно обложить костер рюкзаками. Не разводите костер возле стройных деревьев, они могут загореться.
Для заготовки дров необязательно иметь пилу, топор и рюкзак. В лесу всегда достаточно сухостоя и валежника. Зимой не следует разжигать костер под деревьями: пар, скопившийся на них, может капать вниз и погасить костер.
Игра: «Блицтурнир».
— А теперь, используя полученные знания и текст памятки, решите ситуационную задачу.
Карточка. Группа туристов из пяти человек попала в экстремальную ситуацию. У одного из туристов подвернулась нога, у другого поднялась температура.
Оба пострадавших самостоятельно двигаться не могут. Помощь может прибыть не ранее, через 2-3 дня. До ближайшего населенного пункта около двухсот километров.
Палатки нет. Подумайте и ответьте:
— Какое решение вы посоветуете принять старшему группы?
— остаться на месте до прибытия спасателей. Организовать сооружение временного укрытия, разведения костра, приготовление пищи, подготовить сигнальные костры.
— Итак, что должен уметь человек для обеспечения безопасности в условиях автономного существования?
Чтобы обеспечить свою безопасность в природной среде, необходимо уметь не только ориентироваться на местности и двигаться по маршруту в заданном направлении, но и сооружать из подручных средств временное укрытие от ветра, дождя, снега; обеспечить себя питьевой водой, разводить костер, готовить на нем пищу, применять сигналы бедствия. Необходимо также знать, какие ягоды, растения и грибы можно использовать в пищу.
Учитель: А закончить наш урок мне бы хотелось притчей: «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая — я ее умертвлю, скажет мертвая — выпущу». Мудрец.
Подумав, ответил: «Все в твоих руках».
Как вы понимаете эту притчу?
Вывод: какая бы ситуация не случилась, человек стоит перед выбором, и все зависит от него.
Домашнее задание.
1. Учебник стр. 105- 121.
2. Выполнить практическую работу стр.110- 111.