Кто такой профессор Серебряков?
В пьесе Серебряков нарисован, казалось бы, без какого бы то ни было сочувствия. Достаточно вспомнить его первое появление на сцене. Дядя Ваня с иронией говорит: «Жарко, душно, а наш великий ученый в пальто, в калошах, с зонтиком и в перчатках».
Это очень напоминает учителя греческого языка Беликова из рассказа «Человек в футляре».
Однако для Чехова никогда не было характерным однолинейное, примитивное изображение действующих лиц . Образ Серебрякова значительно сложнее, чем кажется на первый взгляд.
Замечательный режиссер,
Сам дядя Ваня вынужден признать, что жизнь профессора была очень интересной: «Он бы лучше свою автобиографию написал. Какой это превосходный сюжет?.. Сын простого дьячка, бурсак, добился ученых степеней и кафедры, стал его превосходительством, зятем сенатора и проч. и проч. …А какой успех у женщин? Ни один Дон-Жуан не знал такого полного успеха!
За что? Почему?»
Значит, было что-то в этом человеке, что привлекло к нему некогда сестру дяди Вани, которая «любила его так, как могут любить одни только чистые ангелы таких же чистых и прекрасных, как они сами». Если воспринимать Серебрякова упрощенно и примитивно, то тогда становится совершенно непонятным, что же заставляло Войницкого на протяжении долгих 25 лет так гордиться им и с благоговением произносить его имя…
Соня рассказывает Астрову об отце: «Он в жизни, говорят, имел большой успех у женщин, и его дамы избаловали». Оказывается, во всем виноваты дамы. А сама Соня не избаловала его?
Ее бабушка, Мария Васильевна, которая буквально преклоняется перед профессором? А дядя Ваня, прозревший, кажется, только после того, как Серебряков приехал в имение с молодой женой-красавицей, в которую Войницкий тут же и влюбился?
Не исключено, что именно атмосфера всеобщего восхищения, преклонения развратила, испортила некогда способного семинариста, отличающегося удивительной работоспособностью , превратив его, в конечном счете, в сухаря, ворчливого, скучного, неинтересного человека, который может говорить только о своих болезнях.
Спору нет, Серебряков предстает в пьесе как личность антипатичная: но был же он некогда, судя по всему, другим… Все жалуются на среду; почему бы на среду, на окружающих не пожаловаться и самому отставному профессору?
Разница, пожалуй, только в одном: он лишен каких бы то ни было сомнений в правильности своего жизненного пути, он глух к тревогам и страданиям своих близких, он преисполнен сознания собственной значимости . Иначе говоря, он самоуверен, а это как раз то качество, которого начисто лишены другие чеховские герои, которые именно поэтому заслуживают большую или меньшую долю авторского сочувствия.