Материалы к изучению романа М. А. Шолохова «Поднятая целина»
И звестно, что научность подхода к изучению литературы в полной школе — одно из условий успешного литературного развития учеников. Возрастные возможности выпускников школы таковы, что допускают включение в программы не только сложных художественных текстов, но и результатов научных исследований, тем более когда выявляются противоречивые суждения. В большой мере такая противоречивость свойственна оценке романа М. А. Шолохова «Поднятая целина».
По-настоящему постичь художественную глубину романа, реалистически отразившего этап
Прежде всего отметим, что в 2001 году в Екатеринбурге вышла первая научная публикация текста романа «Поднятая целина». Осуществлена
В 2003 году под редакцией Ю. А. Дворяшина появилась книга «Описание событий в романах и других произведениях М. А. Шолохова в школьном изучении», в которой его статья также посвящена роману «Поднятая целина».
Учителю литературы, безусловно, известны противоречивые оценки романа в «диалогах недели» между В. Кожиновым и Б. Сарновым ; в очерке Е. Евтушенко «Фехтование с навозной кучей» и возражениях ему ; в статьях В. Панкова «Куда упадут камни, или Новые прочтения советской классики» , А. Хавчина «Книга на все времена» , И. Коноваловой «Михаил Шолохов как зеркало русской коллективизации» , в книге В. Литвинова «Вокруг Шолохова» и в других публикациях.
На наш взгляд, самый весомый вклад в современный анализ романа внесен коллективом авторов, принявших участие в Шолоховских чтениях 1992 года. Ростовским государственным университетом в 1995 году изданы материалы этих чтений: «»Поднятая целина» М. А. Шолохова в современном исследовании» под редакцией доктора филологических наук профессора Н. И. Глушкова. Участники сборника — исследователи Северо-Кавказского региона, Курска, Киева, Казани, Кустаная, Москвы, Санкт-Петербурга и других городов. Материалы сборника с успехом используются на уроках литературы в 11-м классе .
Основное направление анализа «Поднятой целины» — раскрытие конфликта, исследование композиции, характеров и их прототипов, стиля, уяснение пафоса романа. В отличие от традиционных представлений об основном конфликте , в настоящее время высказываются иные точки зрения. В. А. Беглов в статье «Авторское мироощущение и эпоха» пишет о сложности изображения «наших» и «врагов».
Если раньше параллели проводились с целью их противопоставления, В. А. Беглов обращает внимание на совпадения в изображении идеологической непримиримости , методов насилия с обеих сторон , в изображении природы, одинаково спокойной и равнодушной в отношении ко всему на свете. Автор приходит к выводу: обе «правды» инородны для казачьего мира. Поэтому главный конфликт выходит с социального уровня на духовный. «Рискнем предположить: Яков Лукич Островнов, а не Давыдов и Половцев, занимает центральное место в романе», — пишет Беглов, подчеркивая, что «в его судьбе в наибольшей мере выразилась трагедия казачества», с ним в первую очередь связана идея раскулачивания — расказачивания — раскрестьянивания, что привело героя к духовной драме.
В деревне главный человек — хозяин. Ни Давыдов, ни Нагульнов, ни Разметнов не хозяева. Яков Лукич Островнов — «человек особенный, талант» , настоящий хозяин. Как и весь народ, он против перемен, которые навязывались казакам силой. Основной конфликт романа по-своему видит Л. М. Чучвага: «Столкновение устоявшихся законов жизни с пагубностью нового мировоззрения» . С этой точки зрения автор считает центром повествования фигуру Сталина, который формирует и утверждает идеи нового сознания.
При этом, полагает Л. М. Чучвага, М. А. Шолохов развенчивает линию партии, иначе говоря — линию Сталина. С одной стороны, установка на ликвидацию кулачества как класса. Кое-как, убеждением и насилием, удалось вовлечь людей в колхоз. И вдруг — появление статьи «Головокружение от успехов»: перечеркивается прежде сказанное, отменяется достигнутое, приписывается враждебность тем, кто следовал линии партии. Типичное интриганство, которое разоблачает M. Шолохов.
Но ведь не замечали же! Фактически отрицательно решается вопрос о необходимости партийного руководства сельским хозяйством. Уродливые приказы порождают уродливые выступления против них.
Отметим тонкий анализ исследователем этого места романа: «бабий бунт» описан подробно, глубоко раскрыта бессмысленность стихии, нарисованы яркие портреты, а примирение — на полстранички, чем нарушена жизненная и художественная правда. Реакцией на статью Сталина в закодированном виде считает И. Т. Крук слова Половцева: «…эта статья — гнусный обман, маневр» .
Композиционное построение романа связывается в новых исследованиях с его жанровым своеобразием. А. А. Дырдин считает «Поднятую целину» хроникой: в романе даны конкретные временные координаты, размеры посевных площадей, чередуются массовые сцены с картинами природы, разрабатывается экстенсивный сюжет. Шолохов часто сообщает факты без комментариев. Автор статьи отмечает зависимость романа Шолохова и хроники Платонова от стиля политических документов, газетно-журнальной публицистики, ссылается на одного из зарубежных переводчиков, причислившего роман к «литературе факта» . Однако И. Т. Крук считает авторскую хронику событий одним из приемов изображения, наряду с другим — проникновением в психологию героев.
На примере Майданникова и Островнова это утверждение звучит обоснованно.
Реалистическая сущность романа подчеркнута в статье А. И. Хватова «Мастерство на пределе художественных возможностей литературы»: «Не репортаж о событиях, порожденных «переломом», а действительность во всей ее безбрежности, человек в множественности людских лиц и судеб составили художественное содержание «Поднятой целины»» . Эту точку зрения исповедует большинство авторов цитируемого сборника.
В школьном анализе эпических произведений внимание к героям и их прототипам бывает повышенным. При изучении «Поднятой целины» — тем более, поскольку изменившиеся жизненные ценности нашего общества заставляют вчитываться в роман заново. К тому же, по утверждению Н. И. Глушкова , «партия и коммунисты в изображении М. Шолохова возвеличены интерпретаторами больше, чем шолоховской прозой», герои идеализированы критикой, а не автором.
В сборнике «»Поднятая целина» М. А. Шолохова в современном исследовании» рассмотрению характеров коммунистов посвящены многие статьи. Естественно, преобладает в них критическая направленность. Н. И. Глушков отмечает у Нагульнова его фанатизм, безграмотность, неадекватность реакции на окружающее, самосуд как метод руководства. В поведении Разметнова, наиболее мягкого по характеру, способ воздействия на людей — то же насилие: «Мы им рога посвернем!
Все будут в колхозе». Жестко, но справедливо утверждение Г. А. Фролова : «Разметнов — тип сельского, хуторского лодыря, душа которого равнодушна к земле, руки не любят работы» .
Главные перегибы совершает Давыдов: поспешное раскулачивание, тотальное обобществление имущества казаков, насильственная коллективизация. По мнению Г. А. Фролова, коммунисты как носители нового порядка — чужие на донской земле. Все они не имеют семьи, детей, у них нет продолжения.
Случайно ли это? И еще на одну деталь обращает внимание исследователь: «Хотя время косовицы давно прошло, Шолохов ничего не говорит об урожае» . А. И. Хватов называет Разметнова, Давыдова, Нагульнова людьми со стороны, поскольку перемены не заденут их непосредственно, они останутся проводниками не столько идеи коллективизации, «сколько директивы, идущей сверху» , «предстоящее дело им не по плечу» .
В современных исследованиях более глубоко и обоснованно выявляется авторская позиция Шолохова по отношению к героям романа. Так, показательно совпадение проявлений нравственно-психологической и духовной сути у Нагульнова и Половцева. Как утверждает О. Г. Кунгурова в статье «Насилие в системе нравственных координат романа», герои очень близки внешне и внутренне: фанатики, насильники , немыслимы вне борьбы. Автор приходит к убедительному выводу: «Итак, образная параллель «Половцев — Нагульнов» позволяет выявить главный гуманистический смысл романа, который заключается в авторском неприятии насилия, жестокости, в какие бы социальные одежды они ни рядились» .
Во всех произведениях о коллективизации, написанных в 70-80-е годы, коллективизаторы нарисованы лишь отрицательно: Карякин, Сапронов , Возвышаев . Герои М. А. Шолохова много сложнее, а возможности передать сущность характеров в 30-е годы были весьма ограниченными. Следует только удивляться, как М. Шолохову удалось сказать правду о времени и его людях. Литературоведческие изыскания обогащают школьную практику доказательствами, которые не под силу добыть учителю.
Имеются в виду материалы, дающие представление о прототипах романа «Поднятая целина». Этой проблеме в сборнике посвящена статья К. А. Каргина. Н. И. Глушков приводит любопытную биографическую справку из партархива Ростовской области о Плоткине Або Ароновиче — одном из общепризнанных прототипов коммуниста Давыдова. Этот жизненный документ свидетельствует, кроме всего прочего, о давлении системы на личность: в 1932 году двадцатипятитысячник Плоткин имел партвзыскание «за слабую борьбу с саботажем», а уже в 1936-м был исключен из партии и предан суду «за издевательство над колхозниками, избиение и грубое обращение». Справедливость вывода исследователя о реализме Шолохова вне сомнений.
Но писатель вынужден был считаться с требованиями времени. Эти-то наслоения и счищаются сегодня с текста романа.
Впрочем, «имеющий уши да слышит»: в романе есть сцена голосования за раскулачивание. При имени Фрола Дамаскова воздержался Тимофей Борщев, видевший от соседа много доброго и не побоявшийся об этом сказать. Однако его позиция порядочного человека была воспринята как измена общему делу, «человека сломали, склонили к предательству». «Шолохов, — утверждает Н. Д. Котовчихина, — одним из первых показал, как формировались люди-«винтики», как выкристаллизовывалось предательство под давлением обстоятельств, как отмирали нравственные устои». Приведя слова секретаря райкома, обращенные к Давыдову , Котовчихина в статье «Трагические коллизии» говорит об избирательности гуманизма этого руководителя: «Герой — ущербный» .
Много нового в современной критике найдет учитель в оценке образа деда Щукаря. Безобидные на первый взгляд шутки старика, по мнению А. Панкова , раскрывают подтекст романа: «Встрянет Щукарь на собрании в спор, «вякнет» что-нибудь по-дурацки пародийное — и прольется новый свет на завихрения коллективизаторов. Заболеет животом, объевшись свежего мяса, — и сразу станет понятно, что такое инстинкт собственности. Сказанет про палочку-трудодень — и родится думка о подлинной цене и полновесности трудодня». Снимая ореол вечно неунывающего бодрячка, поднимающего настроение окружающих, критики называют Щукаря болтуном, разгильдяем, тунеядцем , скоморохом . Место в социальной иерархии — сельский пролетарий — люмпен — определяет эволюцию психологии, раскрытой М. Шолоховым: «Он стал важен с виду и даже менее разговорчив».
Уже не в шутку — всерьез Щукарь собирается «поступить в партию», ведь «все партейные на должностях».
Как замечает Н. Глушков, Щукарь — в генеалогии с литературными героями Панургом, Тартареном, Хлестаковым, превосходя их по социальному значению. Авторское отношение к Щукарю, по мнению исследователя, проявилось в том, что это «самый деэстетизированный персонаж в творчестве Шолохова. Никто не изображен столь непривлекательным, ни один из врагов» . Объясняется это особенностями подцензурного реализма Шолохова: «…Образом Щукаря автор осмеял претензию пролетариев на гегемонию в советском обществе. Рядом с этим активистом «социалистического переустройства» сельского хозяйства виднее несуразность бесправного положения Бородина, Островнова и других «кулаков», лучших хозяев на земле-кормилице» . В то же время Щукарь — фигура драматическая.
Из «чудика», в котором интересно выражение раскованности народного сознания, с изменением образа жизни и мыслей казачьего мира он превращается в обычного смертного.
Вторая книга романа дает образы-типы Демида Молчуна, Ивана Аржанова, Устина Рыкалина. В. Н. Хабин считает, что во второй книге есть и впечатляющие монологи, и очерково-репортажная злободневность 50-х годов, когда дописывался роман, «и почти везде, увы, проступает остов схемы: тезис, иллюстрация, выводы» .
Мастерству Шолохова-художника всегда уделялось в школе достаточно внимания, особенно при целостном изучении романа, когда за главой глава прочитывались страницы о природе, сочные диалоги крестьян, раздумья Кондрата Майданникова, мечты Островнова. Методические подходы к изучению художественных достоинств романа хорошо разработаны в книге Е. Н. Ильина.
Какова же эмоциональная направленность, пафос, идейная суть романа? По мнению литературоведов, «Поднятая целина» осветила драматизм 30-х годов правдиво и многосторонне. «Она запечатлела коллективизацию в горькой реальности и светлых надеждах, с врагами и энтузиастами, с покорными хлеборобами и активными тунеядцами» . Утверждая, что коллективизация изображена как процесс трагический, исследователи видят трагедию в деформации народной морали: «Она переросла пределы личных судеб и превратилась в трагедию России» .
Однако Шолохов в отличие от тех приверженцев социалистического реализма, которые считали конкретно-историческое выше вечного, создавал нравственные абсолюты как «сверхисторичные» образы. Именно в пополнении арсенала этих образов проявляется суть нравственного и художественного прогресса литературы, справедливо написал Е. Н. Кобзарь в статье «»Поднятая целина» в социокультурном контексте эпохи» .
Смысл шолоховского романа — в поддержке коллективизации при категорическом неприятии методов ее осуществления. Гуманизм художника, проявленный во всей структуре романа , определяет основной его пафос и делает произведение неотъемлемой частью нашей духовной жизни и истории литературы советского периода.
Учитывая современные требования к литературному развитию школьников, методисты предлагают учитывать два уровня: базовый и филологический. Базовый уровень включает прежде всего развитие воссоздающего воображения ученика, способность к сопереживанию, что достигается с помощью словесного рисования по заданиям:
Как представляешь себе внешний облик героя по немногочисленным авторским деталям ? Какой «видишь» донскую степь зимой, весной, летом? В какой психологической обстановке проходят диалоги Островнова с Давыдовым, с Половцевым?
Способность к сопереживанию развивают изложения по тексту с заданием, например, выявить авторскую позицию по сценам раскулачивания, «бабьего бунта», гибели Тимофея Дамаскова, а также перевоплощения в одного из действующих лиц . К базовому уровню литературного развития относится требование начитанности, что включает в себя знакомство с содержанием программного произведения, читательскую память, позволяющую пересказывать сюжет, цитировать текст, ссылаться на детали. Проверку начитанности можно провести с помощью следующих заданий: назвать другие произведения М. Шолохова; воссоздать запомнившийся эпизод; отметить самые выразительные детали в изображении Щукаря, Лятьевского, Вари Харламовой; выучить и прочитать наизусть выбранный отрывок из романа.
Самостоятельность читательских суждений и оценок, свобода высказывания и читательская культура также являются требованиями базового уровня литературного развития выпускника средней школы. Добиться этих показателей можно, предлагая учащимся высказать свое мнение, отношение, оценку изображенного или описать предмет, ситуацию, человека, используя художественные приемы Шолохова.
Наконец, выпускник средней школы должен уметь истолковать произведение по ограниченному текстовому материалу, увидеть смысловое значение отрывка, эпизода, главы, их пафос и соотнести это с целым. «Поднятая целина» дает для этой работы интереснейший материал.
К учащимся специальных, гуманитарно ориентированных учебных заведений предъявляются требования филологического уровня. В дополнение к общим показателям они должны проявить чувство художественной формы произведения, осмыслив особенности языка автора и героев, особенности описаний природы, внешности, интерьера. При сопоставительном анализе ученик должен учитывать своеобразие художественной формы каждого произведения.
К этому ведет лингвопоэтический анализ, получивший в последние годы широкое распространение. Через внимание к слову, ритмике, через экспрессию фразы, стиль — к эмоциональной и идейной направленности произведения, через его истолкование и интерпретацию — к выявлению авторской позиции — таков современный путь литературоведческого анализа, безусловно, влияющего на методику школьного. Результатом этого обогащения может быть более высокий уровень литературного развития выпускников школы, если изучается классика, к которой принадлежит творчество М. А. Шолохова.