Вопросы и ответы к стихотворению А. С. Пушкина «К Чаадаеву»
Какая основная мысль стихотворения «К Чаадаеву»?
Стихотворение настолько цельное и настолько богато мыслями, что трудно выделить какую-то одну мысль как главную.
Глубоко прочувствованная, личностно воспринятая любовь к Отечеству, стремление понять, что именно нужно для блага родной страны , приводят к желанию отдать Отчизне лучшие силы души: «…Мой друг, Отчизне посвятим / Души прекрасные порывы!»
Заключительное пятистишие содержит мысль о том, что России не нужно «самовластье»: самодержавие должно быть ограничено
Поясните значение строки «Пока свободою горим…»
В русском языке существует выражение «душа горит», так мы говорим, когда очень желаем чего-то, чувствуем неодолимое стремление.
Второе четверостишие стихотворения начинается со строки: «…Но в нас горит еще желанье…» Выражение горит желанье говорит о том, что страстное желание гражданина может быть не менее сильным и глубоким, чем страсть любви.
Второй раз в стихотворении Пушкин употребляет глагол гореть в строке:
Какое сравнение использует А. С. Пушкин в стихотворении?
Пушкин в стихотворении употребляет неожиданное сравнение: гражданские чувства он уподобляет чувству любовному, тем самым придавая гражданскому порыву глубоко личный оттенок:
Мы ждем с томленьем упованьяМинуты вольности святой, Как ждет любовник молодойМинуты верного свиданья.
Во времена Пушкина слово «любовник» имело значение «влюбленный», подразумевая сильные и чистые чувства. В первых строках мы видим слова, характерные для любовных посланий и элегий: «томленье», «упованье». Пушкин сближает гражданское и личное не только на уровне мысли, но и на уровне лексики.
Какова мысль концовка стихотворения?
Стихотворение состоит из четырех четверостиший и одного — заключительного — пятистишия, которое, как кода в музыкальном произведении, мощно завершает стихотворение. Схема рифмовки его такова: АБАБА, причем заканчивается текст мужской рифмой, которая звучит, как мажорное утверждение.
Мысль концовки состоит в осознании необходимости и неизбежности исторических преобразований и в огромной роли людей — друзей Пушкина, которые стремятся к этому.