Курагина Элен — характеристика персонажа
Произведение: Война и мир
Курагина Элен — дочь князя Василия, а затем жена Пьера Безухова. Блестящая петербургская красавица с «неизменяющейся улыбкой», белыми полными плечами, глянцевитыми волосами и прекрасным станом. В ней не было заметно кокетства, как будто ей совестно было «за свою несомненно и слишком сильно и победительно действующую красоту». Э. невозмутима, предоставляя всем право любоваться собою, отчего на ней чувствуется как бы лоск от множества чужих взглядов.
Она умеет быть молчаливо-достойна в свете, производя
Несмотря на семейный разрыв, постоянную смену любовников, в числе которых Долохов и Друбецкой, Э. продолжает оставаться одной из самых известных и обласканных петербургским светом дам. В свете она делает
Мое желание — попытаться разгадать все то совместимое и несовместимое, внутреннее и поверхностное в одном из персонажей романа Толстого «Война и мир» — красавице Элен. Может быть, мы в конце концов и придем именно к этому словосочетанию: красавица и чудовище. В каждом человеке есть свои достоинства и свои недостатки, некоторые из них мы даже порой не замэчаем, просто не обращаем на них внимания. Редко баланс хорошего и плохого уравновешивается, чаще всего друг от друга мы слышим о ком-то: добрый, злой; красивый, некрасивый; плохой, хороший; умный, глупый. Что нас заставляет произносить те или иные прилагательные, характеризующие человека?
Конечно же, преобладание одних качеств над другими:- зла над добром, красоты над уродством. При этом рассматриваем мы как внутренний мир личности, так и внешний облик. И случается, что красота способна скрыть зло, а добру удается сделать незаметным уродство.
Увидев человека в первый раз, мы совсем не думаем о его душе, мы замечаем только внешнюю привлекательность, но часто состояние души противоположно внешнему облику: под белоснежной скорлупой оказывается протухшее яйцо. Л. Н. Толстой убедительно показал нам этот обман на примере Элен. Элен — душа общества, ею восхищаются, ее хвалят, в нее влюбляются, но и только… притом из-за влекущей внешней оболочки. Она знает, какова она, и именно этим пользуется. А почему бы и нет?..
Элен всегда уделяет большое внимание своей внешности. Писатель подчеркивает, что героиня желает как можно дольше оставаться прекрасной внешне, чтобы скрыть уродство души. Элен — красавица, но она же — чудовище. Эту тайну раскрыл Пьер, правда, лишь после того, как сблизился с Курагиной, вернее, после того, как она женила его на себе. Как бы это ни было подло и низко, Элен заставила Пьера произнести слова любви.
Она решила за него, что он ее любит, как только Безухов оказался богат. Поставив себе цель, Курагина хладнокровно добивается ее путем обмана, что заставляет нас почувствовать холод и опасность в океане ее души, несмотря на поверхностную прелесть и сверкание. Даже когда после дуэли мужа с Долоховым и разрыва с Пьером Элен понимает, что она натворила во имя достижения своей цели, она все равно принимает это как неизбежное, по крайней мере, убеждена, что поступила правильно и ни в коем случае ни в чем не виновата: таковы, дескать, законы жизни. Тем более, что деньги-то от нее не ушли — ушел лишь муж.
Элен знает цену своей красоте, но не знает, насколько она по своей натуре чудовищна, ведь самое страшное, когда человек не ведает, что он болен, и не принимает лекарства. В каждом человеке есть свои достоинства и свои недостатки, некоторые из них мы даже порой не замечаем, просто не обращаем на них внимания. Хотя бывают такие моменты, когда в близком человеке, которого вы очень хорошо знаете, замечаешь что-то совершенно новое, о чем даже не подозревал.
И опять-таки положительное сильно отличается от отрицательного. Редко баланс хорошего и плохого уравновешивается, чаще всего друг от друга мы слышим: добрый, злой. Красивый, некрасивый.
Плохой, хороший. Умный, дурак. Что нас заставляет произносить те или иные прилагательные, характеризующие человека? Конечно же преобладание одних качеств над другими: зла над добром, красоты над уродством. «Елена Васильевна, никогда ничего не любившая, кроме своего тела, и одна из самых глупых женщин в мире, — думал Пьер, — представляется людям верхом ума и утонченности, и перед ней преклоняются». С Пьером нельзя не согласиться.
Может возникнуть спор только лишь из-за ее ума, но если внимательно изучить всю ее стратегию по достижению цели, то ума-то особо не заметишь, скорее, догадливость, расчет, житейский опыт. Когда Элен добивалась богатства, она его получила с помощью Пьера. Это самый простой, не требующий ума, привычный для женщины способ разбогатеть.
Ну а когда она возжелала свободы, и опять же нашелся самый легкий способ — вызвать ревность в муже, который в конце концов готов отдать все, лишь бы она навсегда исчезла, при этом Элен не потеряла денег, а также не утратила положения в обществе. Все осталось при ней лишь благодаря ее догадке о том, что существуют две религии. Для читателя не были сюрпризом слова Элен: «Я, вступив в истинную религию, не могу быть связана тем, что наложила на меня отжившая религия», ведь это было одним из главных пунктов ее плана по достижению намеченной цели. Завести роман сразу с двумя — это не сложно, но обвинить в непорядочности и того и другого, для этого нужно иметь достаточно наглости, неприкрытого цинизма и эгоизма.
Элен всегда все делала правильно. Неужели такая женщина может служить эталоном человека, которому не суждено ошибаться?! В Элен влюблялись, но никто ее не любил.
И это еще одно доказательство ее чудовищности. Лично мне она представляется божественно красивой статуей из белого мрамора, на которую смотрят, восхищаются, но никто не считает ее живой, никто не готов полюбить ее, потому что то, из чего она сделана, — камень, холодный и твердый, там нет души, а значит, нет отклика и тепла. И чего доброго, таких красавиц и чудовищ на свете не счесть…
Или все-таки не так?.