Анализ стихотворения Лермонтова Тучи
Стихотворение написано во время пребывания поэта в ссылке. Именно поэтому темы — свободы и изгнанничества становятся центральными в произведении. Лирический герой стихотворения близок автору, который тоже несвободен и задумывается о своей дальнейшей судьбе.
Герой сравнивает тучки, плывущие по небу, с собой, называя «изгнанниками», которые мчатся с его родины на юг.
Вторая строфа наполнена риторическими вопросами, которые, на первый взгляд касаются туч, но на самом деле касаются судьбы самого лирического героя. Он размышляет
Или друзей клевета ядовитая?
Последняя строчка заканчивается ярким отрицательным эпитетом, при этом автор намерено использует прием инверсии, и сочетание «клевета ядовитая» попадает под логическое ударение. Таким образом, автор выделяет наиболее вероятную причину скитания, изгнания лирического героя. И это навевает на него тоску, ему тяжело смириться и принять происходящее.
В третей строфе поэт все же показывает различие между тучами
Ему тяжело находиться в одиночестве.
Наиболее яркими поэтическими средствами, используемыми в стихотворении, стали: эпитеты , сравнения, инверсии, риторические вопросы, олицетворение.
Анализ стихотворения Тучи для 6 класса
Начало XIX столетия называют золотым веком русской литературы. Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Фет и другие поэты, и писатели до сих пор остаются непревзойденными по литературному наследию. Их произведения вдохновляли и развивали русскую и зарубежную литературу. Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова пронизано грустью и печалью, наверное, это связано с его биографией.
Автор выражает чувства и переживания «о тоске одинокого сердца» через стихи и прозу.
Стихотворение «Туча» как раз относится к подведению итогов жизненного пути. Поэт размышляет о судьбе, об одиночестве, о недоверии к друзьям, и к самому себе, о любви к Родине. Лермонтов сравнивается с несущейся тучей в чужом краю не по своей воле. У поэта возникает противоречие: у нее нет Родины и она подвластна природным явлениям в отличие от Лермонтова и его вымышленного объекта.
Лермонтов дрался на дуэли с французом, за это его сослали на Кавказ.
Перед отъездом в доме Карамзиных поэт собрал всех своих друзей, чтобы попрощаться. Стоя у окна, Лермонтов смотрел в него и размышлял о своей участи. Перед его глазами проплывала туча над рекой Невой и Летним садом.
Под впечатлением, поэт пишет стихотворения. Друзья просят Лермонтова прочесть его, после прочтения он загрустил, его глаза наполнились слезами. «Вечные странники» так называет он тучи, то есть бродячее и одинокие.
В следующем четверостишие Лермонтов задает вопрос, и вспоминает о своих друзьях, злобе и клевете. Поэт сравнивает тучи с живыми существами и проводит аналогию. Хотя вполне понятно, что природа и люди — это разные вещи.
Поэт потерял доверие друзей и знакомых, он перестал надеяться на самого себя.
Стихотворение состоит из трех частей, навевает грусть и тоску. Ритм стиха медленный. В первом четверостишии Лермонтов сравнивает себя с тучей, находит общий черты и различия.
Второе в основном состоит из философских вопросов, ответы на которые, скрытые, в его душе и далее в третьем заключительном стихе, поэт протестуют против сравнения с тучей, у нее нет Родины, поэтому все равно куда плыть, у Лермонтова она есть. В стихотворении четко прослеживаются две темы: свобода и одиночество.
Поэт показывает свою любовь к Родине глубокое переживание по поводу изгнания. Душа пиита страдает и плачет от разлуки с ней. При всей простоте стихотворение по свои художественные ценности, емкое и глубокое!
6 класс
Анализ стихотворения Тучи по плану