Конспект урока на тему «Числительное как часть речи»

Тема: «Числительное как часть речи

Тип урока : «открытие» нового знания

Цели:

— Познакомить с именем числительным как частью речи;

— Наблюдать за различием вопросов к количественным и порядковым числительным;

— анализировать использование количественных и порядковых числительных в речи;

— учить сравнивать, делать выводы;

— Расширять Словарный запас;

— Формировать действия самоконтроля на примере собственных ответов с приведенными ответами; — развивать

навыки рефлексивно-оценочной деятельности, сотрудничества,

— Активизировать познавательный интерес к предмету

Планируемые результаты

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

К концу урока обучающиеся должны иметь представление о числительном как части речи;

Уметь различать количественные и порядковые числительные

Регулятивные УУД :

Умения определять и формулировать цель на уроке,

Работать по плану, в парах, в группах,

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, проводить самооценку успешности

своей деятельности.

Познавательные УУД:

Умения работать с текстовой информацией,

Наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы в процессе исследовательской работы,

Преобразовывать информацию из одной формы в другую,

Понимать значимость изучаемого предмета.

Коммуникативные УУД:

Умения формулировать связный ответ на поставленный вопрос, участвовать в диалоге в паре,

Аргументированно высказывать свои предположения,

Слушать и понимать речь других на уроке

Определение личностного смысла учения — желания приобретать новые знания,

Осознание своих трудностей, стремление к их преодолению

Основные понятия: Имя числительное, количественные числительные, порядковые числительные. Межпредметные связи: Математика, литературное чтение, окружающий мир

Ресурсы урока: Учебник С. В. Иванов. Русский язык. 4класс. В 2-х ч. Часть 2. М.: Вентана — Граф, 2015; С. В. Иванов. Рабочая тетрадь, ч. 2, карточки, электронное приложение

ХОД УРОКА

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Мотивация к учебной деятельности

Добрый день, друзья! Я рада вас видеть, и хочу начать работу с вами!

Продолжаем мы опять

Части речи изучать.

Чтобы все понятным стало

Мы потрудимся немало.

Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Слайд № 2. Комплексно-орфографический тренинг.

— Запиши слова группами, заменяя транскрипцию буквенной записью.

Ре, колю, стри, вска, треску, навзни, бере, шес, мор, хоро, ре, невтерпе

— Какие группы слов у вас получились?

— У вас возникло затруднение? Почему?

Хорошо, оставьте это слово. Мы вернемся к нему после работы в группах.

— Докажите правописание мягкого знака после шипящих.

Работа в группах :

1 группа: Правописание существительных с шипящей на конце.

2 группа : правописание прилагательных с шипящей на конце.

3 группа: Правописание глаголов с шипящей на конце.

4 группа : правописание наречий с шипящей на конце.

— Есть вопросы по заданиям? Приступайте к работе.

Проверка.

Преобразуют информацию из одной формы в другую

Строят свои рассуждения

Высказывают свои версии.

Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Выявление места и причины затруднения

— При формировании групп у вас возникло затруднение? Почему?

— Я помогу вам.

Рассуждают, выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения

Высказывают свои версии

Построение проекта выхода из затруднения

Слайд № 3

— Какую учебную задачу поставим на урок?

Давайте спланируем свою деятельность

Понимают цель урока, формулируют учебную задачу

Слушают и понимают речь учителя

Учатся целеполаганию и планированию своей деятельности

5. Реализация построенного проекта

Слайд № 4. Посмотрите на рисунок.

— Чем похожи фигуры?

— Чем отличаются?

— Сколько красных звезд на рисунке?

— Сколько светло-зеленых звезд на рисунке?

— Сколько темно-зеленых звезд на рисунке?

— Сколько голубых звезд на рисунке?

— Сколько желтых звезд на рисунке?

— 6,5,7,4,3 — как назвать одним словом, что это?

Так количество предметов записывают на уроках математики, а на уроках русского языка пишут словами: «шесть», «пять», «семь», «четыре», «три».

— Как можно назвать слова: «шесть», «пять», «семь», «четыре», «три», образованные от чисел?

— На какой вопрос они отвечают?

— Что обозначают?

— Если числительные, отвечают на вопрос «сколько?» и обозначают Количество Предметов при счете, как вы думаете, как они называются?

Слайд № 5. Посмотрите на рисунок.

— Каким по счету нарисован ромбик? — Какой по счету нарисована звезда?

— Каким по счету нарисовано пятно?

— Какими по счету нарисованы треугольники?

— 6,3,5,7 — с такой записью мы встречаемся на уроках математики, на уроках русского языка пишут «шестой», «третья», «пятое», «седьмые».

— Как можно назвать слова «шестой», «третья», «пятое», «седьмые», образованные от чисел?

— На какой вопрос они отвечают?

— Что обозначают?

— Если числительные отвечают на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» обозначают Порядок предметов при счете, как вы думаете, как они называются?

Слайд № 6.

— Какую учебную задачу мы ставили на урок?

— Кто может сформулировать тему урока?

— Что такое числительное?

Давайте сравним наш вывод с выводом в учебнике на стр. 84.

Создание эталона действия.

Задай вопрос к слову.

Узнай, что оно обозначает.

Определи часть речи.

Демонстрируют умения работать с знаково-символическими моделями

Наблюдают, сравнивают, анализируют, делают выводы

Наблюдают, сравнивают, анализируют, делают выводы

Демонстрируют умения принимать и сохранять учебную задачу

Учатся обоснованно отвечать на вопросы

Проявляют активность, стремление выступить, формулируют связный ответ, обобщают свои наблюдения

Проявляют умения регулировать свою деятельность: работу с рисунком, с знаково-символическими моделями

Регулируют свою исследовательскую деятельность

Физкультминутка

Я буду называть числительные. Если встретятся порядковые числительные — хлопните в ладоши, если количественные — присядьте

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Слайд № 7.

Работа в учебнике. Страница 84, № 1

Запиши числительные в два столбика.

Слайд № 8. Проверка

— По какому признаку делили слова на группы?

— Какие группы слов у вас получились?

Осознанно читают, группируют числительные, делают вывод

Проявляют умение работать самостоятельно

Удерживают учебную задачу

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Слайд № 8.

Работа в учебнике. Страница 84, № 2

— Работаем в парах .

Самопроверка. Слайды № 9-10.

— Что интересного узнали из рубрики «Тайны языка»?

Умело пользуются выборочным чтением

Аргументированно строят свои умозаключения

Работают по плану

8. Включение в систему знаний и повторение

Слайд №.11.

— Кто лишний?

Слайд №.12.

— А теперь?

Слайд №.13.

— Спиши текст, заменяя числительные словами.

Проверка.

— Какие числительные встретились в тексте?

— Числительные встречаются не только в тексте, встречаются в УНТ.

Работа в парах .

Слайд №.14

… пятниц на неделе.

У… нянек дитя без глазу.

… отмерь, а… раз отрежь.

… вода на киселе.

За… замками.

Работает до… пота.

Проверка.

Слайд №.15. Число 7 имело на Руси магическую силу.

— Где может встречаться числительное «семь» в обыденной жизни?

Слайд №.16. Числительные в ребусах .

Слайд №.17. Дидактическая игра «Верите ли вы, что… «

Имя числительное — это часть речи, которая отвечает на вопросы сколько? какой? какая? какое? какие? и обозначает количество предметов и порядок предметов при счете?

Количественные числительные отвечают на вопрос сколько? и обозначают количество предметов при счете?

Порядковые числительные обозначают порядок предметов при счете и отвечают на вопрос сколько?

Учатся понимать значение исследуемого материала

Выдвигают версии

Учатся обобщать, контролировать и корректировать ответы одноклассников

9. Рефлексия учебной деятельности

Слайд № 18.

— Какую тему мы сегодня исследовали?

— Чтобы узнать достигли ли мы поставленной цели, дадим характеристику своей работы на уроке.

Сегодня я узнал, что…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Сегодня я научился…

Урок для меня…

Я могу похвалить одноклассников…

Делают умозаключения

Сотрудничают, выдвигают версии

Оценивают свою работу на уроке

10. Домашнее задание

Слайд №19

1. Задание для всех. Стр. 86 №3.

2. Для тех, кто пожелает: подобрать пословицы и загадки с числительными.

Спасибо за урок!

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Конспект урока на тему «Числительное как часть речи»