Классный часа в начальной школе. Что за чудо этот чай!

Автор: Литвиненко Ольга Анатольевна, учитель начальных классов МБОУ

Ташлинская средняя общеобразовательная школа, Оренбургская область Тюльганский район с. Ташла.

Описание материала: сценарий предназначен для организации праздника в начальной школе. Разработка может быть полезна как учителям начальных классов, так и педагогам дополнительного образования. Тема.

Что за чудо этот чай! В подготовке данного мероприятия использовались следующие Воспитательные технологии:

– технологии КТД ;

– технология организации

и проведение группового воспитательного дела ;

– педагогика сотрудничества;

– технология личностно-ориентированного подхода.

Методы и приемы:

– методы словесной передачи информации и слухового восприятия ;

– метод наглядной передачи и зрительного восприятия информации ;

– методы стимулирования и мотивации .

Цель: формировать правильное отношение к русским национальным традициям; воспитывать чувство патриотизма и любви к родине.

Задачи:

1. Создать условия для пробуждения интереса детей и родителей к совместному проведению мероприятия, создание атмосферы тесного общения

и взаимопонимания.

2. Приобщать родителей к интересам детей, возвращение в семью русских традиций.

3. Способствовать поддержанию интереса учащихся к общественной жизни, формировать активную жизненную позицию.

Оборудование:

– иллюстрации растений: липа, мята, смородина, малина, зверобой, душица, лимон;

– плакаты;

– костюмы царя, послов, профессора, трех сестер;

– самовар;

– пироги, сладости;

– чай;

– веретена, пряжа;

Веники из газеты.

Этапы:

1. Подготовка учащихся к работе.

2. Выступление детей.

3. Историческая справка о чае.

4. Выступление родителей.

5. Инсценировка пьесы.

6. Загадки, конкурсы.

7. Подведение итогов.

8. Рефлексия.

9. Чаепитие. Ход занятия Ведущий:

Дорогие гости!

Как говорится-

Милости просим

В нашу светлицу.

Не нужно платы

И робеть не надо.

Всем, чем богаты,

Тем вам и рады.

Ученик 1:

Не стесняйтесь, проходите

В нашу горницу, друзья,

И улыбки захватите –

Ведь без них никак нельзя.

Ученик 2:

От души признаться надо,

Что давно вас в гости ждем.

Вы своим приходом радость

Принесли в наш светлый Дом.

Ученик 3:

Здесь, без всякого сомненья,

Чай душистый всех вас ждет,

Несколько сортов варенья,

Пироги, ватрушки, торт.

Ученик 4:

Мир вам, гости долгожданные,

Что явились в добрый час.

Встречу теплую, желанную

Мы готовили для вас.

Ученик 5:

Хлебосольством и радушием

Знаменит наш русский край.

Для гостей и песни русские,

И медовый каравай.

Ученик 6:

И места для вас приметные

За обеденным столом…

Пусть с гостями радость светлая

Входит в наш просторный дом.

Ведущий:

В знак признания и отличия

Нам приятно в этот час

По старинному обычаю

Хлебом – солью встретить вас.

Исполняется песня

Приходите, гости (на мотив

Жили у бабуси ). Дети поют запев, а родители отвечают.

Дети:

Приходите, гости,

Приходите к нам.

Вам дадим похлебки,

Киселя нальем вам.

Родители:

Нет, нет, не хотим,

Мы и так посидим!

Дети:

Приходите, гости,

Приходите, наши.

Мы нальем вам супу

И дадим вам каши.

Родители:

Нет, нет, не хотим,

Мы и так посидим!

Дети:

Посидите, гости,

Мы вас приглашаем.

Самовар поставили,

Напоим вас чаем.

Родители:

Мы идем, мы идем,

И чайку мы попьем.

Ведущий: Традиции чаепития в разных странах не похожи друг на друга. Например, в Японии этот ритуал, где до мелочей продумана каждая деталь, и каждое движение что-то означает. Попробуй сделать неверный жест – и разрушить всю чайную церемонию, а то и, того хуже, станешь хозяину врагом.

Ученик: На Руси чаепитие всегда отличалось простотой и сердечностью. Самовар на столе как бы приглашает расслабиться и вести долгие задушевные беседы.

Ученик: За нашу любовь к чаю нас называют водохлебами. Похрустывая крендельками, гости, и хозяева незаметно выпивали до десяти стаканов чаю. Приглашая

Пожаловать на чай, хозяева предлагали гостям чувствовать себя свободно,

Без церемоний.

Ученик: Москвичей дразнили чаехлебами. В отличие от Петербурга, где

Пили кофий, в Москве с утра до вечера

Чай гоняли

Ученик: Считалось неприличным пригласить гостя и не напоить его чаем. Чай пили не внакладку, а вприкуску, чтобы не перебивать сахаром его настоящего вкуса.

Стихи читают родители.

Родитель 1:

На завалинке, в светелке

Иль на бревнышках, каких

Собирали посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели,

Кое-где и при свечах,

Говорили, песни пели

И, конечно, пили чай.

Пироги, баранки, сушки

Были очень хороши!

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

Родитель 2:

Быт людей отличен веком,

Поменялся старый мир.

Нынче все мы – по

Сусекам

Личных дач, домов, квартир.

Наш досуг порою мелок,

И, чего там говорить,

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить.

Ведущий: А вы посмотрите вокруг! У нас светлая горница, на столах самовары, столы от угощения ломятся, хозяева гостеприимные, гармонист отличный. Чем не посиделки?

Родитель: Только одно условие: на посиделках запрещается скучать, разрешается петь, плясать и шутить.

Родитель: А по какому поводу посиделки?

Ведущий: Угадайте! Листья салата, петрушки, укропа, капусты, лука люди едят. А есть такое растение, листья которого есть нельзя, а все-таки их каждый день на стол подают.

Что это за растение?

Так вот на посиделки нас всех сегодня собрал чай. Это очень чудодейственный напиток. Он лечит, и компанию веселит, и способствует задушевной беседе.

А вы знаете, откуда появился чай, где его родина? Об этом нам расскажет профессор чайных наук Цейлон Китаев.

Профессор: Культура чая – древнейшая, ей пять тысяч лет. До сих пор спорным считается вопрос о родине чая. Длительное время ею считался Китай, потом – Индия, а по последней версии – Вьетнам.

На международную арену чай вышел из Китая. Китайское слово

Ча означает

Молодой листочек.

Ведущий: Это очень интересно, профессор. А как чай к нам на русскую землю попал?

Профессор: А вот на этом остановиться подробнее. Наберитесь терпения, лекция моя рассчитана на два часа. Вы не торопитесь?

Ведущий: Заскучают наши гости от лекций таких. Может, как-то ускоренной технологии можно об этом узнать?

Профессор: Если хотите побыстрей да поинтересней, сходите в театр на спектакль

Сказ о первом русском чаепитии

Инсценировка пьесы.

Картина 1.

Три девицы прядут и поют песню

То не ветер ветку клонит

Ведущий:

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком

Ученица 1:

Кабы я была царица,

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир.

Ученица 2:

Кабы я была царица,

То на весь бы мир одна

Наткала б я полотна.

Ученица 3:

Коли буду я царицей,

Так я батюшке царю

Пачку чая подарю!

Ученица 1:

Господи, сестра, изволь,

У тебя, похоже, боль

В голове или в зубу.

Говоришь ты ерунду.

Ученица 2:

Ишь, придумала какое!

Я в ней спесь-то успокою!

Ведущий:

Ой, сестрицы дорогие!

Разошлись вы не на шутку,

Успокойтесь на минутку.

Про глубоку старину.

А сестрица-то, похоже,

Эту сказку знает тоже.

Картина 2.

На сцене трон, а на нем надпись

Царь. Открывается надпись:

1638 год. Михаил Федорович Романов.

Царь: Вы послы мои, идите,

К Алтын – хану попадите,

Соболями одарите,

Черно – бурыми лисами

Да каменьев драгоценных

Захватите непременно.

Ведущий: Послы с приказом согласились

И с поклоном удалились.

Царь же стал, как всем понятно

Ожидал послов обратно.

Царь: Много ценных я диковин

Алтын – хану приготовил.

Чем ответит Алтын – хан?

Что же мне пришлет мне он в дар?

Ведущий: Дни и месяцы прошли…

Возвращаются послы.

Царь их кормит и поит,

И ответ держать велит.

Царь: Чем ответил Алтын – хан?

Что же мне прислал он в дар?

Послы: В чужих странах мы бывали,

Много дива повидали,

Посетили Алтын – хана.

Вроде все в нем без изъяна.

Но с чудинкой он, однако…

Вот смотри подарок, на – ка!

С подноса скидывается покрывало, а под ним горка чая с надписью

Чай

Ведущий: Как увидел царь-отец,

Что принес ему гонец,

В гневе начал он чудесить

И послов хотел повесить.

Царь: Посмотрите вы, бояре!

Ведь смеется чай над нами!

Ах, насмешник он какой!

На него пойду войной!

Ведущий: Но, смягчившись на сей раз,

Слугам дал такой приказ:

Чудо-листья заварить

Да боярам подносить.

Царь. Чтоб не страшно было вам,

Перву чашу выпью сам.

Ведущий. Глотнул раз… Потом второй…

Вкус понравился.

Царь. Крутой!

Ведущий. Царь-то наш дивится чуду.

Царь. Если только жив я буду,

Буду устали не знать,

Каждый день чаи гонять.

Ученица 3. Ой, вы гостюшки честные,

Люди вы мои родные!

Коли лгу, пусть Бог простит,

Но история гласит,

Что без чая с той поры

Жить не могут на Руси.

Ведущий. Это было первое чаепитие на Руси. Понравилось ли вам наше представление?

Профессор. А вы знаете, что есть две легенды, которые говорят о том, как люди узнали секрет чая? Нет?!

Тогда мои ученики расскажут вам об этом.

Ученик 1. Согласно одной легенде, чай – бодрящее, прогоняющее сон питье. А открыли

Это китайские пастухи, которые заметили, что животные, обглодав кусты, становились необычайно резвыми и подвижными. Пастухи сначала тоже попробовали жевать листья чая, но они были очень горькие и невкусные. Тогда пастухи стали кидать листья в котелок с водой и пить напиток.

Ученик 2. Группа людей прогуливалась на природе вдали от города. Они сварили еду и оставили ее, чтобы она немного остыла, а сосуд с едой накрыли веточками с куста, который рос рядом. Когда через некоторое время они пришли, чтобы пообедать, то увидели, что еда необычайно разварилась и размягчилась, приобрела необычайный вкус, который им очень понравился.

Тогда люди сообщили об этом знахарям, которые лечили травами. Те стали присматриваться к чаю и изучать его.

Ведущий. Россия расплачивалась за чай с Китаем мехами и золотом. Чай в Москву привозили за 11 тысяч километров. Этот путь длился от полутора до двух лет. Долгое время этот напиток был редкостью, стоил очень дорого и считался привилегией знати.

Зато теперь чай стал нашим национальным напитком. А вот и доказательство . Лучшую в мире

Чайную машину изобрели в России. Это самовар.

Профессор. Да чаю все рады. Хотя бывает и такое, что…

Но сами посмотрите и все поймете.

Исполняется песня – инсценировка

Чай ты мой золотой на мотив песни

Когда б имел златые горы. Поют девочка и мальчик.

Девочка. Когда б имел златые горы

И реки, полные вина?

Мальчик. Все отдал бы за чашку чая

И выпил бы ее до дна.

Девочка. А коли я пришла бы в гости

И красотой пленила вдруг?

Мальчик. Я б напоил тебя чаечком,

Да так, чтоб захватило дух.

Девочка. А если б я сказала:

Здравствуй,

Гулять я к реченьке иду.

Мальчик. А я, пожалуй, соглашуся,

Вот самовар лишь захвачу.

Девочка. А если б я сказала:

Игорь,

Ну покажи глаза свои…

Мальчик. Я б на тебя смотрел, Викуля

И пил без устали чаи.

Девочка. Ну, все! Прощай!

Мы расстаемся!

Прощенья даже не проси!

Мальчик. Ты заходи ко мне почаще,

Варенья к чаю приноси.

Ведущий. Раз уж разговор коснулся песен,

То признаюсь вам, друзья:

Мир без песен был бы скучен,

Без песни нам никак нельзя.

Родитель .

Горит костер,

И чай в котле кипит,

И песня под гитару о вечном говорит.

(Исполняется песня

Ах, ароматы чая На мотив

Изгиб гитары желтой )

I

Изгиб гитары желтой

Ты обнимаешь нежно.

Сидим у самовара,

Дымок уходит ввысь.

В беседе задушевной

Вдруг кто-то тихо скажет:

Как здорово, что все мы здесь

Сегодня собрались!

II

Ах, ароматы чая!

И, знаешь, неслучайно

Веселье, песни, шутки

В душе моей зажглись.

Отступят все заботы,

И вот воскликнул кто-то:

Как здорово, что все мы здесь

Сегодня собрались!

III

Радушные хозяйки

Накрыли стол богато:

Пирог, блины, печенье

И сладости нашлись.

Мы выпьем чашку чая,

Все вместе дружно скажем:

Как здорово, что все мы здесь

Сегодня собрались!

Ведущий. Песня у костра хорошо поется,

А чай у костра лечебный пьется.

– Назовите травы, с которыми можно заваривать чай.

– Нравится вам нашем празднике?

Гость доволен, значит, все в порядке! –

Выше счастья и не пожелать.

А сейчас народные загадки

Я вам предлагаю отгадать.

Загадки.

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела:

Пейте чай, вода вскипела.

Что в сковородку наливают

Да вчетверо сгибают?

Ящик на коленях пляшет –

То поет, то горько плачет.

Травка та растет на склонах

И на холмиках зеленых.

Запах крепок и душист,

А ее зеленый лист

Нам идет на чай.

Что за травка, отвечай.

Жидко, а не вода,

Бело, а не снег.

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.

Он бывает с толокном,

С рисом, мясом и пшеном,

С вишней сладкою бывает.

В печь сперва его сажают.

А как выйдет он оттуда,

То кладут его на блюдо.

Ну, теперь зови ребят!

По кусочку все съедят.

Летом рад я свежей

Ягоде медвежьей;

А сушеная в запас,

От простуды лечит нас.

Стоит рядом с нами,

Смотрит черными глазами.

Душистый цветок –

Вкусный медок.

Вошел в зеленый кабинет

Ярко-желтый баронет,

Улыбки милые –

Да мысли кислые.

Выросли на кочке

Желтые цветочки:

Говорят, что нас боится

Даже хмурая волчица.

Сидит на палочке

В красной рубашечке,

Брюшко сыто –

Камнями набито.

Ведущий. А теперь отгадайте такую загадку:

В этом доме печь стоит,

Да не каждый день дымит.

Есть и веник, вот беда –

Не метет он никогда.

Уважают в доме жар,

А хозяин в доме – пар.

– В народе говорится:

Напарился, намылся – так иди скорей чайку попей. И это очень даже правильно с медицинской точки зрения. В бане происходит обильное потоотделение, и вода из организма быстро испаряется.

Немедленное возмещение потери воды очень важно для внутренних органов, прежде всего для почек. Поэтому после бани обязательно надо выпить чаю, лучше всего с шиповником или лимоном.

Конкурс

Русская баня.

Кто попариться желает

Кто парную уважает,

Приходи скорей –

Есть и веник, и вода,

Веник в руки и, как встарь,

Сам соперника попарь.

(По два человека

Парятся вениками из газеты.)

Побеждает только тот,

Кто веник быстро обобьет.

Ученик 1. Скажем к слову, без усмешки,

Вывод есть у нас один –

Эти чайные потешки

Заменяют витамин.

Ученик 2. Знайте, что с великою охотой

Рады мы всегда приветить вас.

А сейчас торопят вас заботы –

Говорят не зря:

Потехе час!

Мы не скажем:

Скатертью дорога! –

Пожелаем доброго пути!

Чтоб в сердцах своих могли вы долго

Радость доброй встречи пронести.

Ведущий. Не обходите нашего порога,

Коль мимо будет дорога!

В добрый путь,

Да к нам почаще будь!

(Исполняется песня на мотив песни

Будьте здоровы.)

I

Сейчас в нашем классе веселье и шутки,

Так пусть же для лени не будет минутки.

Пусть наш самовар для гостей закипает,

О нашем радушье пусть каждый узнает.

II

Путь к вашему дому мы знаем прекрасно

И вас обещаем наведывать часто –

То просто заедем, то чаю напиться.

Хотим, чтобы вами могли мы гордиться.

Ш

Так будьте здоровы, живите богато,

Мы все уезжаем до дому, до хаты.

Мы славно гуляли на празднике нашем,

Нигде не видали мы праздника краше!

– Понравился ли вам наш праздник? Что нового вы узнали о русских национальных традициях, о чае?

Праздник заканчивается чаепитием.




Какие существуют классификации речевых ошибок.в чем их различие.
Сейчас вы читаете: Классный часа в начальной школе. Что за чудо этот чай!