Урок обществознания в 6 классе «Что такое Родина»
КОУ «Литковская средняя школа»
Урок обществознания в 6 классе
«Что такое Родина»
Подготовил: учитель истории и обществознания
Штейн Л. Д.
Цели.
— повторить и закрепить пройденный учебный материал;
— формировать навыки самостоятельной поисково-исследовательской работы со справочно-энциклопедической и специальной литературой;
— формировать чувство патриотизма, любви к малой Родине , гордости за славное прошлое своей страны;
— способствовать формированию у учащихся гражданственности,
План урока
Вопросы изучения темы.
1. Предъявление учащимся темы урока, его целей и плана работы.
2. Что значит понятие «Родина»?
3. Откуда начинается Россия?
4. Известные люди, прославившие страну и родное село
5. Символы России.
6. Славные города России.
7. Итоги урока
8. Рефлексия.
При подготовке к уроку в рамках модуля «Что изучает история» учащиеся получили опережающие задания: подобрать высказывания великих людей, стихи о Родине, подготовить мини-сочинения о символике России, городах, знаменитых людях села.
Содержание
1. Предъявление учащимся темы, целей урока, плана работы.
2. Что значит понятие «Родина».
Слово учителя:
Нет на свете Родины милее,
Где других лазурней небеса,
Солнце ярче, звезды всех светлее,
Где отрадны рощи и леса
Чувство Родины… Такое знакомое и все-таки до конца не осознанное. У каждого из нас оно свое — глубокое, тайное, неслышное. Им сердце дышит.
Оно как воздух, которого не видно и без которого жить нельзя. Наша Родина — Россия. Что мы вкладываем в понятие «Родина».
Ответы учащихся о том, что значит Родина для каждого из них.
Сообщение Пуца Алексея о своем дедушке Пуце Герберте Августовиче.
3. Откуда начинается Россия?
Учащиеся отвечают на поставленный вопрос, говорят пословицы о Родине, стихи.
Учитель читает стихотворение
Откуда начинается Россия?
Откуда начинается Россия?
С Курил, с Камчатки или с Командор?
О чем грустят глаза ее простые
Над камышами всех ее озер?
Россия начинается с пристрастья к труду,
К ученью, к правде, к доброте.
Вот в чем ее звезда, она прекрасна,
Она горит и светит в темноте.
Отсюда все дела ее большие,
Ее неповторимая судьба.
И если ты причастен к ней,
Россия не с гор берет начало,
А с Тебя!
Учитель обобщает ответы, вместе с учащимися делает вывод: Родина — это прежде всего люди, союз людей. И если кто-то совершает плохой поступок, союзу этому станет больно. Любой наш поступок отражается на всех.
Родина-это мы. Взрослые и Дети.
4. Известные люди, прославившие страну и родное село.
Учащиеся рассказывают о своих бабушках и дедушках. Особенно интересным получилось выступление Фрицковской Полины, которая рассказала о своей семье. Составила при помощи родителей родословное древо своей семьи.
Рассказала о занятиях и профессиях своей семьи. В итоге Полина показала подготовленную презентацию, в которую входили фотографии предков и членов семьи.
Попп Анжела рассказала о известном человеке, который по ее мнению является лицом эпохи — Ю. Гагарине. Также ребятами было много сказано о героях Великой Отечественной войны, о разных по национальности.
5. Символы России.
Слово учителя. Наша Родина-это Россия, сильное и могучее государство с богатой историей и собственной символикой. Велика Россия, велики ее люди!
Но нет величия народа без уважения к своим святыням, символам страны.
Обращается внимание учащихся на изображение герба, флага, текста гимна России.
Работа в группах: Кроссворд «Символы государства».
Учитель контролирует работу учащихся в группах, при необходимости оказывает помощь.
6. Славные города России.
Слово «город» произошло от глагола «городить». Раньше в русском языке слово «город» означало ограду, стену, а не само поселение. В IX-X вв. в Древней Руси было 25 городов, XI в. — 89, в XII в.- 224. В XIV в. насчитывалось 300 городов. В конце XIX в. — 430 городов.
В 1996 г. в России числилось 1089 городов.
Обращается внимание учащихся на фотовыставку «Славные города России» — города, входящие в «Золотое кольцо», «Серебряное кольцо» России; города-герои.
Слово учителя: Первые города на Руси появились более тысячи лет назад. В Северной Европе Русь называли Гардарикой — страной городов.
Каждый город приобретал свой особый облик, славился своими мастерами и неповторимыми творениями их рук. Исторические русские города многообразны и уникальны.
Города, входящие в «Золотое кольцо» России
Золотое кольцо России — Всемирно известный туристический маршрут. Города Золотого кольца — памятники древнерусского зодчества, известные своими древними величественными соборами, ансамблями монастырей, исторической застройкой. К городам маршрута Золотое кольцо России относятся: Александров, Боголюбово, Владимир, Гороховец, Гусь-Хрустальный, Иваново, Кинешма, Кострома, Муром, село Палех, Переславль-Залесский, Плес, Ростов Великий, Рыбинск, Сергиев Посад, Суздаль, Углич, Холуй, Шуя, Юрьевец, Юрьев-Польский, Ярославль.
Города «Серебряного кольца» России
Серебряное кольцо России — Так называют древние города-крепости северо-запада России, которые играли важнейшую роль в обороне и освоении края. К их числу относятся: Новгород, Ладога , Орешек, Корела , Ивангород, Гдов, Порхов, Псков, Изборск, Псково-Печорский монастырь.
Города-герои
В России семь городов удостоены высокого звания «Город-герой» за героическую оборону, массовый героизм и мужество его защитников, проявленные в Великой Отечественной войне: Москва, Ленинград , Сталинград , Тула, Смоленск, Новороссийск, Мурманск. В СССР звание «Город-герой» было присуждено так же городам Минску, Киеву, Керчи, Одессе, Севастополю. Приказом Верховного Главнокомандующего от 1 мая 1945 г. первыми городами-героями были названы Ленинград, Сталинград, Севастополь и Одесса.
За годы Великой Отечественной войны орденом был награжден всего один город — Ленинград, ставший 26 января 1945 г. первым городом в стране, получившим за мужество и героизм, дисциплину и стойкость, проявленные его жителями в борьбе с фашистскими захватчиками в трудных условиях вражеской блокады, орден Ленина.
7. Подведение итогов урока.
Учитель подводит итоги работы класса, определяет успешность всех и каждого ученика, ставит оценки.
Заключительное слово. Давно уже известно, давно сказано и доказано, что Россия имеет особую судьбу в истории человечества. Сегодня мы с вами повторили изученный материал, открыли новые страницы истории страны.
Я искренне желаю, чтобы вы были настоящими патриотами своей Родины, воспитывали в себе активную гражданскую позицию, учились использовать полученные знания в практической деятельности, были людьми, которым можно доверить страну XXI века, доверить нашу Родину — Россию.
8. Рефлексия.
Учащиеся отвечают одним предложением. Для меня сегодня на уроке было важным…..