Лондон Д. биография
ЛОНДОН, ДЖЕК , американский писатель. Родился 12 января 1876 в Сан-Франциско. При рождении получил имя Джон Чейни, но восемь месяцев спустя, когда мать вышла замуж, стал Джоном Гриффитом Лондоном.
Юность Лондона пришлась на время экономической депрессии и безработицы, материальное положение семьи становилось все более шатким. К двадцати трем годам он сменил множество занятий, арестовывался за бродяжничество и выступления на социалистических митингах, был старателем на Аляске во время «золотой лихорадки». Усвоив взгляды К. Маркса, Г. Спенсера
В 1900 Лондон опубликовал свою первую книгу Сын волка . В последующие семнадцать лет он выпускал по две и даже три книги в год: сборники рассказов, повести — например Зов предков ; романы, лучший из которых автобиографический Мартин Иден ; документальные произведения — такие, как Люди бездны ; автобиографический
Джек Лондон , американский писатель. Лондон — фамилия его отчима, разорившегося фермера. В юности переменил множество случайных профессий. В 1893 году простым матросом отправился в первое морское путешествие . В 1894 году примкнул к походу безработных на Вашингтон; месяц просидел в тюрьме за бродяжничество. В 1895 году вступил в Социалистическую рабочую партию США; в 1901-1916 годах член Социалистической партии США.
Самостоятельно подготовился и успешно сдал экзамены в Калифорнийский университет, но, не имея достаточных средств, ушел после 3-го семестра. Зиму 1897-1898 годов Лондон, захваченный «золотой лихорадкой», провел на Аляске. В 1899 году начал публиковать северные рассказы, вошедшие в сборники «Сын волка» , «Бог его отцов» , «Дети мороза» и другие, к которым тематически примыкают роман «Дочь снегов» и талантливые повести о животных «Зов предков» и «Белый клык» . В северных рассказах Лондон противопоставляет буржуазной цивилизации мир нетронутой природы. Однако вера в благодетельную, очищающую природу сочетается у Лондона с преклонением перед техническими и культурными достижениями цивилизации и возвеличением англо-саксов, несущих эту цивилизацию «отсталым» народам. Отдавая дань увлечению Г. Спенсером и Ф. Ницше, Лондон в известной степени поэтизирует «право сильного»; в его ранних рассказах зачастую выдвигается превосходство белых пришельцев над «краснокожими».
Лишь постепенно писателю открывается трагедия разоряемой Аляски и коренного населения Америки — индейцев. В отличие от откровенных хищников, положительный герой северных рассказов Лондона — волевой, мужественный человек, готовый прийти на помощь товарищу, способный на большую и настоящую любовь. Благородство человеческой натуры, яркий мир экзотики и приключений выделяют и произведения Лондона на «морскую» тему, где, впрочем, сохранились неизжитые противоречия в мировоззрении писателя.
Роман «Морской волк» — сложное, противоречивое произведение, содержащее осуждение индивидуализма и ницшеанской философии «сверхчеловека». Большой разоблачительной силы достигает критика экспансионистской политики американского империализма в сборнике «Рассказы южных морей» . После знакомства Лондона с романом М. Горького «Фома Гордеев» в творчестве Лондона все настойчивее звучит голос в защиту угнетенных. «Люди бездны» — книга о страшной судьбе бедняков Ист-Энда в Лондоне, который писатель незадолго до этого посетил. Лондон также мастер репортажа, документального очерка; несколько раз был корреспондентом на театрах военных действий. Восторженно встретив русскую революцию 1905-1907 годов, Лондон ездил с лекциями по стране, выступая перед рабочей и студенческой аудиторией; в печати появился цикл публицистических статей Лондона о классовой борьбе в США . В романе «Железная пята» писатель дал острую критику финансовых и промышленных королей.
Пафос этого публицистического романа-утопии — борьба за социальное переустройство мира, во имя чего отдают свои жизни профессор революционер Эрнст Эверхард и его соратники. В обстановке спада революционных настроений и наступления реакции в США появляется роман Лондона «Мартин Иден» , в котором особенно заметно влияние М. Горького. Лондон отстаивает право писателя на отображение «грубой» правды жизни, на активное вмешательство в действительность.
Впервые в американской литературе Лондон поднял тему «умерщвления» таланта. Мартин Иден одинок, его трагедия — в неумении найти свое место в борьбе народа за освобождение. В 1919 году В. В. Маяковский инсценировал этот роман и сыграл в фильме главную роль. После 1910 года Лондон отходит от политической деятельности. Незадолго до смерти он вышел из Социалистической партии США, утратив веру в ее «боевой дух», как сказано в его заявлении.
За некоторыми исключениями , произведения Лондона 1911-1916 годов по художественным достоинствам намного слабее предыдущих, порой откровенно потакают обывательским вкусам. Произведения этих лет — «Время не ждет» , «Лунная долина» , «Маленькая хозяйка большого дома» , «Сердца трех» отражают попытку писателя представить «возвращение к природе» как разрешение всех социальных проблем. Последние годы жизни Лондон страдал тяжелой болезнью. Писатель-борец, новатор темы и формы, Лондон много сделал для утверждения реалистических традиций в современной американской литературе.
Один из зачинателей пролетарской литературы на Западе, Лондон завоевал всемирное признание, его книги переведены на многие языки.