«Гамлет» анализ стихотворения Пастернака
Стихотворение «Гамлет» было закончено Б. Пастернаком после войны, в 1946 году. Именно оно открывает цикл стихов, написанных героем романа «Доктор Живаго» Юрием.
Мир, в котором живет человек — это далеко не всегда бабочки, цветы и белые полосы жизни. Рано или поздно цветы покрываются шипами, у бабочек появляется острое жало, а дорога вперед почему-то приводит в тупик. Чью сторону принять, если однажды вы столкнулись с ненавистью, подлостью и завистью?
Выбор своей нравственной позиции в жестоком мире насилия и зла — Основная
Лирический герой произведения выходит на сцену жизни, будто Шекспировский «Гамлет». Толпа зрителей затихает — они ждут, они алчут от героя представления. Между тем, фразу «Я вышел на подмостки» можно истолковать как выход на казнь . Ничем не напоминает эшафот, друзья?
Но за что толпа собирается казнить «Гамлета»? Может быть, за то, что он умеет видеть свое будущее ? Или может быть, его силы почти иссякли и он еле держится на ногах, прислонившись к двери ?
Чтобы понять причину конфликта толпа/герой, автор переносит нас в Атмосферу ночи. Темнота, мрак сгущаются,
Далее Пастернак использует Библейский мотив, взятый из Евангелия. . Лишь однажды Иисус усомнился в своих делах, и фраза, сказанная им в момент душевных терзаний, прозвучала именно так.
Лирический герой понимает, что судьба каждого человека — быть унылой овечкой, когда надо лгать и притворяться, и свирепым волком, когда рядом находится тот, кто слабее тебя. Раньше он хотел жить, как все , но его предназначение оказалось совершенно другим. Лирический герой не может терпеть ложь и насилие, зло и предательство. И та драма жизни, которая развернулась вокруг него, требует иных действий .
В последней строфе стихотворения «Гамлет» конфликт герой/толпа не просто накаляется — он обрастает новой Проблематикой. Герой осознает, что будет непросто , но оказывается, что бороться с ложью ему придется одному . При этом Пастернак удачно использует слово «фарисейство», которое означает формальное, показное исполнение чьих-либо правил и предписаний
Образ лирического героя. Однако было бы глупо отождествлять лирического героя с Юрием Живаго, Пастернаком, Гамлетом или даже Иисусом. Перед нами — Человек с большой буквы в контексте историко-культурного наследия человечества.
Перед нами — Личность, впитавшая в себя духовное наследие всех предшествующих эпох. И, в конце концов, перед нами Современник, который борется со «спящим» миром силой духа, творчества и внутренней свободы.
Стихотворный размер «Гамлета» — пятистопный хорей, который нередко использовал a своей лирике автор «Бородино» Михаил Лермонтов. Рифмовки перекрестные , рифмы мужские и женские .