Долохов в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
Долохов не является главным героем романа «Война и мир», но образ его настолько ярок и индивидуален, что сразу же заинтересовывает читателя. Толстой наделяет этого героя такими, казалось бы, несовместимыми чертами характера, что мы в течение всего романа размышляем, каков же он на самом деле.
Впервые с Долоховым, семеновским офицером, мы встречаемся во время кутежа у Анатоля Курагина, в момент заключения пари о том, что он «выпьет бутылку рома, сидя на окне третьего этажа с опущенными наружу ногами». Читатель в напряжении: чем же
Внешность Долохова ярко выделялась на фоне других. Это был «человек среднего роста, курчавый и со светлыми глазами. Ему было лет двадцать пять… рот его, самая поразительная черта его лица, был весь виден… и все вместе, а особенно в соединении с твердым, наглым, умным взглядом, составляло впечатление такое, что нельзя было не заметить этого лица».
Вообще, стремление выделиться, всегда быть в центре внимания — отличительная черта Долохова. Чтобы быть лидером среди богатых гвардейских офицеров, он становится лихим
При дальнейшем знакомстве с Долоховым мы видим, что это эгоистичный и болезненно самолюбивый молодой человек. Для него такое нравственное понятие, как дружба, — понятие чисто относительное. Будучи в дружеских отношениях с Пьером, который гостеприимно предоставил ему свой Дом, Долохов со спокойной совестью заводит Роман с его женой и ко всему этому еще цинично и нагло оскорбляет Пьера в присутствии гостей, доведя дело до дуэли. Долохов всегда и у всех привык выигрывать и добиваться того, чего он хочет. Так же легко из числа своих друзей он исключает и Николая Ростова, когда узнает, что Соня любит Николая, а не его.
Это удар по его самолюбию. Но проигрывать — не в его характере. Он должен отомстить или отыграться.
Вызвав Николая на игру, он бесстрастно выигрывает у него огромную сумму денег, компенсируя тем самым свой проигрыш.
Да, по натуре Долохов игрок, и жизнь для него в большей степени игра. Человек авантюрного склада характера, он любит испытывать судьбу. Это подтверждает и его выходка с квартальным, за которую он был разжалован в солдаты, и план побега Наташи, который он готовил по просьбе Анатоля.
Отчаянное бесстрашие проявляет Долохов и на войне, когда берет в плен неприятеля или проникает во французский лагерь вместе с Петей Ростовым, жизнью которого рискует так же, как и своей.
Но все его геройство в большей степени показное, демонстративное, направленное на самоутверждение. Он обязательно потом напомнит о своих успехах начальству.
Но не все для читателя ясно и понятно в этом герое. В романе есть такие сцены, которые раскрывают перед нами совершенно другого Долохова. Так, из сцены дуэли мы узнаем, что Долохов, этот отчаянный кутила и повеса, — любящий сын и брат. Раненый, он плачет и признается Ростову в том, что у него есть мать, в том, как он любит ее: «…она не перенесет этого… Моя мать, мой ангел, мой обожаемый ангел…» Какой нежностью и любовью проникнуты эти слова!
Удивительно и то, что Долохов, казалось бы неспособный на чувства и переживания, презирающий дамское общество, вдруг влюбляется в Соню и даже делает ей предложение. А перед Бородинским сражением, случайно встретив Пьера, он просит простить его за все, что было между ними.
В такие ответственные моменты жизни кажется, что Долохов срывает с себя маску и обнажает то лучшее и настоящее, что в нем есть. И как могут уживаться в нем такие совершенно противоположные чувства — ненависть и любовь, жестокость и нежность? Он признается Николаю: «Я никого знать не хочу, кроме тех, кого люблю; но кого я люблю, того люблю так, что жизнь отдам, а остальных передавлю всех, коли встанут у меня на дороге».
Иногда Долохов чем-то напоминает мне Печорина. Ведь на первом плане у Печорина тоже всегда свои собственные интересы. Вот запись Печорина в его дневнике: «Я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе как на пищу, поддерживающую мои душевные силы».
А вот высказывание Долохова: «…на остальных я обращаю внимание только настолько, насколько они полезны или вредны».
Итак, в большей степени Толстой выводит Долохова как отрицательного героя. Примечательно, что сам автор никогда не называет его по имени. Долохов не проходит у него проверку нравственными категориями добра, правды и простоты. Автор осуждает в нем ложное геройство и личный эгоизм. Не случайно он так не понравился Наташе.
Мне кажется, что свое отношение к нему автор выражает ее словами: «…У него все назначено. А я этого не люблю». Я согласна с Толстым. Но все-таки Долохов мне более симпатичен, чем тот же Берг или Борис Друбецкой, которые всегда стараются выглядеть лучше, чем они есть на самом деле.
Толстой наделил этого героя чувством любви к матери, и это, я думаю, оставляет нам надежду на то, что не все еще потеряно в его судьбе, что Федору Долохову еще встретится в жизни «такое небесное существо, которое бы возродило, очистило и возвысило его».