«Дар напрасный, дар случайный…» анализ стихотворения Пушкина

История создания

Под стихотворением «Дар напрасный, дар случайный…» стоит дата 26 мая 1828 года. Это день, когда Пушкину исполнилось 29 лет. 1828 год — тяжелый период в жизни Пушкина.

В июне этого же года начинает работу комиссия, которая должна была вынести вердикт о «Гавриилиаде» . Сам Пушкин давно отказался от своих юношеских взглядов и искал гармонии в отношениях с Богом. Возможно, именно стихотворение «Дар…» и последующий ответ на него митрополита Филарета стали переломными в мировоззрении Пушкина.

Литературное
направление, жанр

Лирический герой стихотворения романтик. Он презирает напрасную и случайную жизнь, ничуть ею не дорожит. Он наполнен страстями и сомнениями, его существование бесцельно.

Можно только предполагать, к чему приведет романтического героя тоска и поиск ярких впечатлений.

И все-таки это не стихотворение поэта-романтика, упивающегося тоской, томлением, страстями. Это философское рассуждение о смысле жизни, наиболее близкое по жанру к элегии. Реализм прочитывается в вопросах стихотворения.

Если они риторические — это плач романтика. А если они не риторические — то это вопросы опомнившегося

человека, который перешел уже рубеж молодости и вступает в пору зрелости. Это вопросы кризисного возраста, позволяющие, найдя на них ответы, продолжить жизненный путь.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из трех строф. Первая и вторая — это вопросы о смысле жизни: зачем она дана, зачем она будет оборвана , кто дал ее лирическому герою и почему она так несовершенна . Третья строфа — своеобразный горький вывод: жизнь лирического героя бесцельна. После двоеточия разъясняется, что это значит: пустое сердце и праздный ум.

Такое состояние лирического героя делает жизнь однообразной и унылой, тоскливой.

Тема стихотворения — рассуждения человека о смысле жизни.

Основная мысль: человек должен найти цель и смысл жизни, иначе она будет несчастной, полной уныния и разочарований.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырехстопным хореем. Первое ударение в каждой строчке падает на ключевое слово, почти всегда односложное: дар, жизнь, кто, ум, душу, цели, сердце. Рифмовка перекрестная, женская рифма чередуется с мужской.

Тропы и образы

Жизнь в произведении метафорически называется даром, подарком. Но эпитеты обесценивают этот подарок в глазах лирического героя: дар напрасный, случайный. Этот образ бесполезной жизни и дальше углубляется с помощью эпитетов: отнимает жизнь тайная судьба, а дает жизнь враждебная власть. Таинственность и враждебность — это характеристики некой высшей силы, в руках которой судьба и власть. Слово Бог не произносится лирическим героем.

Да он и не уверен, что это Бог, ведь враждебная сила душу наполнила страстью, а ум взволновала сомненьем. В третьей строфе описаны последствия пороков лирического героя. Душевные страсти привели к сердечной пустоте, а сомнения ума к праздности.

Герой погружается в бездну уныния, которое вызывается пустой жизнью, метафорически названной «однозвучным жизни шумом».

Ответ митрополита Филарета

Стихотворение положило начало поэтической переписке Пушкина с митрополитом Филаретом, которому была небезразлична судьба русского гения.

В стихотворении Филарета нет ни одного вопроса. Оно написано верующим человеком, не сомневающимся в своей цели и предназначении. Воспользовавшись каркасом стихотворения Пушкина, митрополит дал ответы на все вопросы.

Жизнь — не напрасный и не случайный дар, данный нам Богом, по Его тайной воле, и им же отнимаемый. Все плохое в жизни человека исходит от него самого:

Сам я своенравной властью Зло из темных бездн воззвал, Душу сам наполнил страстью, Ум сомненьем взволновал.

Митрополит минимально меняет две последние пушкинские строки, изменив мне на сам. Последняя строфа — это не вывод, как у Пушкина, это выход, молитва: «Вспомнись мне, Забытый мною». Это просьба сотворить в молящемся «сердце чисто, правый ум».

Филарет просто меняет эпитеты Пушкина, почти дословно цитируя православную молитву: «Сердце чистое сотвори во мне, Господь, и Дух правый обнови во утробе моей».

Пушкин ответил митрополиту новым стихотворением «В часы забав иль праздной скуки», из которого понятно, что он принял духовное наставничество митрополита. Уныние и тоска в его поэзии сменились светлыми мотивами.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: «Дар напрасный, дар случайный…» анализ стихотворения Пушкина