Иван Карамазов — характеристика персонажа
Произведение: Братья Карамазовы
ИВАН КАРАМАЗОВ — герой романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» , один из трех законнорожденных сыновей помещика Федора Павловича Карамазова. И. К. появляется в черновых записках Достоевского под именами «Иван Федорович», «ученый», «убийца». Последнее указывает на идейную концепцию романа: настоящий отцеубийца не Смердяков, а богоборец И. К. . Однако первоначально не исключалось, что именно И. К. станет реальным отцеубийцей. «Почтитель-нейший сын», «Карл Мор» называет И. К.
Стремясь ввести героя в широкий литературный и культурно-исторический контекст, Достоевский сравнивает И. К. с Фаустом Гете, Кандидам Вольтера. Образ И. К. — дальнейшее развитие в творчестве Достоевского героя-бунтаря, исповедующего атеистические убеждения, призывающего к пересмотру
Он рос в чужой семье угрюмым мальчиком, рано обнаружил блестящие способности. Учился в университете естественным наукам, сам содержал себя грошовыми уроками и журнальной работой. Алеша Карамазов признается ему в сцене в трактире: «Брат Дмитрий говорит про тебя: Иван — могила. Я говорю про тебя: Иван — загадка».
Действительно, поведение И. К. непонятно и двусмысленно: будучи атеистом, он пишет работу о теократическом устройстве общества; внушает отцу мысль обратиться к посредничеству Зосимы в решении семейного конфликта; «твердо и серьезно» принимает благословение старца и целует его руку. Сознание И. К. разрывается между верой и неверием. Эту тайну сразу угадывает старец: «Идея эта еще не решена в вашем сердце и мучает его.
В этом ваше великое горе, ибо настоятельно требует разрешения. Но благодарите творца, что дал вам сердце высшее, способное такою мукой мучиться» В письме к Н. А. Любимову от 8 июля 1879 г. Достоевский называет И. К. «одним из главнейших характеров». Идейная нагрузка образа И. К. обусловлена уже тем, что ему Достоевский отдает авторство «Поэмы о Великом инквизиторе» — вершины своих религиозно-философских размышлений. И. К. с Инквизитором, со «страшным и умным духом» против Христа. Его идея «все позволено» реализуется в отцеубийстве, совершенном Смер-дяковым, «дух самоуничтожения и небытия» воплощается в «черте».
В сцене «кошмара» Достоевский продолжает тему, начатую в «Бесах»: разоблачение лживости сатанинской красоты. Ставрогину является «маленький, гаденький золотушный бесенок с насморком, из неудавшихся»; И. К. посещает «просто черт, дрянной мелкий черт». У И. К. два «двойника» — черт, повторяющий его мысли, «самые гадкие и глупые», и лакей Смердяков, снижающий его «идею» до уголовного преступления. «Дневник писателя» за 1876-1877 гг. содержит зародыши многих идей, развитых в романе в образе И. К. Так, рассуждение «идейного» самоубийцы в главе «Приговор» проявляется в аргументации И. К. . Среди заготовок для неосуществленной поэмы «Сороковины» исследователь творчества Достоевского Л. П. Гроссман указывает разговор Молодого человека с сатаной, частично предвосхищающий неосуществленные замыслы писателя: «Книга странствий», «Книга о Иисусе Христе» и «Русский Кандид». Среди героев Достоевского наиболее близки И. К. в идейно-психологическом плане образы Раскольникова, Ипполита Терентьева из романа «Идиот» и Ставрогина. Триада «свободный мыслитель — пошлый «двойник» — реальный убийца», представленная в романе в образах И. К., «черта» и Смердякова, имеет своих предшественников в «Бесах»: Ставрогин — Верхо-венский — Федька Каторжный.
В черновике «Письма к издателю «Русского вестника»» содержится ответ Достоевского на упреки М. Е. Салтыкова-Щедрина и рецензента «Молвы» в «эпилептически судорожном» восприятии действительности: «Такие концепции, как билет обратно и Великий инквизитор, пахнут эпилепсией, мучительными ночами. Да коли такие люди есть, то как же их не описывать? Да разве их мало, оглянитесь кругом, господа, эти взрывы — да вы после этого ничего не понимаете в современной действительности и не хотите понимать, а это уже хуже всего».
Современная Достоевскому критика разного толка, от демократической, представленной работами Михайловского и Антоновича, до противостоящих ей журнала «Мысль», газеты «Новое время» и занявшего обособленную позицию.