Иван Карамазов – характеристика персонажа

Произведение: Братья Карамазовы

ИВАН КАРАМАЗОВ – герой романа Ф. М. Достоевского “Братья Карамазовы” , один из трех законнорожденных сыновей помещика Федора Павловича Карамазова. И. К. появляется в черновых записках Достоевского под именами “Иван Федорович”, “ученый”, “убийца”. Последнее указывает на идейную концепцию романа: настоящий отцеубийца не Смердяков, а богоборец И. К. . Однако первоначально не исключалось, что именно И. К. станет реальным отцеубийцей. “Почтитель-нейший сын”, “Карл Мор” называет

И. К. отец, употребляя имя одного из героев драмы Шиллера “Разбойники”. И. К., под маской почти тельности скрывающий ненависть к отцу, несущий моральную ответственность за его смерть, я Дмитрий Карамазов, осужденный за несовершенное отцеубийство, занимают в композиции романа положение, схожее с братьями-врагами в “Разбойниках”.

Стремясь ввести героя в широкий литературный и культурно-исторический контекст, Достоевский сравнивает И. К. с Фаустом Гете, Кандидам Вольтера. Образ И. К. – дальнейшее развитие в творчестве Достоевского героя-бунтаря, исповедующего атеистические убеждения, призывающего к пересмотру

существующих нравственных устоев. Фигура И. К. окружена загадочностью.

Он рос в чужой семье угрюмым мальчиком, рано обнаружил блестящие способности. Учился в университете естественным наукам, сам содержал себя грошовыми уроками и журнальной работой. Алеша Карамазов признается ему в сцене в трактире: “Брат Дмитрий говорит про тебя: Иван – могила. Я говорю про тебя: Иван – загадка”.

Действительно, поведение И. К. непонятно и двусмысленно: будучи атеистом, он пишет работу о теократическом устройстве общества; внушает отцу мысль обратиться к посредничеству Зосимы в решении семейного конфликта; “твердо и серьезно” принимает благословение старца и целует его руку. Сознание И. К. разрывается между верой и неверием. Эту тайну сразу угадывает старец: “Идея эта еще не решена в вашем сердце и мучает его.

В этом ваше великое горе, ибо настоятельно требует разрешения. Но благодарите творца, что дал вам сердце высшее, способное такою мукой мучиться” В письме к Н. А. Любимову от 8 июля 1879 г. Достоевский называет И. К. “одним из главнейших характеров”. Идейная нагрузка образа И. К. обусловлена уже тем, что ему Достоевский отдает авторство “Поэмы о Великом инквизиторе” – вершины своих религиозно-философских размышлений. И. К. с Инквизитором, со “страшным и умным духом” против Христа. Его идея “все позволено” реализуется в отцеубийстве, совершенном Смер-дяковым, “дух самоуничтожения и небытия” воплощается в “черте”.

В сцене “кошмара” Достоевский продолжает тему, начатую в “Бесах”: разоблачение лживости сатанинской красоты. Ставрогину является “маленький, гаденький золотушный бесенок с насморком, из неудавшихся”; И. К. посещает “просто черт, дрянной мелкий черт”. У И. К. два “двойника” – черт, повторяющий его мысли, “самые гадкие и глупые”, и лакей Смердяков, снижающий его “идею” до уголовного преступления. “Дневник писателя” за 1876-1877 гг. содержит зародыши многих идей, развитых в романе в образе И. К. Так, рассуждение “идейного” самоубийцы в главе “Приговор” проявляется в аргументации И. К. . Среди заготовок для неосуществленной поэмы “Сороковины” исследователь творчества Достоевского Л. П. Гроссман указывает разговор Молодого человека с сатаной, частично предвосхищающий неосуществленные замыслы писателя: “Книга странствий”, “Книга о Иисусе Христе” и “Русский Кандид”. Среди героев Достоевского наиболее близки И. К. в идейно-психологическом плане образы Раскольникова, Ипполита Терентьева из романа “Идиот” и Ставрогина. Триада “свободный мыслитель – пошлый “двойник” – реальный убийца”, представленная в романе в образах И. К., “черта” и Смердякова, имеет своих предшественников в “Бесах”: Ставрогин – Верхо-венский – Федька Каторжный.

В черновике “Письма к издателю “Русского вестника”” содержится ответ Достоевского на упреки М. Е. Салтыкова-Щедрина и рецензента “Молвы” в “эпилептически судорожном” восприятии действительности: “Такие концепции, как билет обратно и Великий инквизитор, пахнут эпилепсией, мучительными ночами. Да коли такие люди есть, то как же их не описывать? Да разве их мало, оглянитесь кругом, господа, эти взрывы – да вы после этого ничего не понимаете в современной действительности и не хотите понимать, а это уже хуже всего”.

Современная Достоевскому критика разного толка, от демократической, представленной работами Михайловского и Антоновича, до противостоящих ей журнала “Мысль”, газеты “Новое время” и занявшего обособленную позицию.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Просвещение в литературе 18 века.
Сейчас вы читаете: Иван Карамазов – характеристика персонажа