Чтоб не «распалась связь времен»
Обычно, рассуждая о системе образов в романе «Отцы и дети», говорят преимущественно о столкновении разночинца с либеральными дворянами. Есть ли такой конфликт в романе? Да, есть.
Но не стоит им ограничиваться, потому что Тургенев очень тонко, ненавязчиво подталкивает нас к восприятию конфликта на другом, внесоциальном, общечеловеческом уровне.
Вспомните многозначительный разговор братьев Кирсановых о молодежи, о наследниках. Николай Петрович вспоминает, как однажды он поссорился со своею матушкой, которая не хотела его слушать:
Вот теперь настала наша очередь, наши наследники могут сказать нам: вы, мол, не нашего поколения, глотайте пилюлю».
Как видите, в данном случае конфликт был предопределен не различием сословного плана, а столкновением двух поколений, хотя и принадлежащих к одному и тому же сословию. Можно сказать, что основной смысл романа Тургенева не сводится только к политическому противостоянию Базарова и Павла Петровича, но восходит на
Отношения между поколениями — какая трудная, сложная, даже мучительная проблема! Это один из тех вопросов, которые не перестают волновать человечество на всех этапах его развития, не перестают волновать они нас и сегодня. Так уж устроено, что развитие человеческого общества совершенствуется в результате смены поколений: раньше или позже старшие вынуждены уступать места младшим, на смену отцам приходят Дети.
Мудрость заключается в том, чтобы поколения, сменяющие друг друга, не враждовали, понимая законность, закономерность совершающегося процесса. Мудрый консерватизм отцов служит неким противовесом пылкой, нетерпеливой юношеской энергии.
В каждой конкретно-исторической ситуации или эпохе в целом проблема эта приобретает свое специфическое выражение, но она всегда остается чрезвычайно острой, потому что включает в себя начала взаимоисключающие и одновременно неразрывно связанные. С одной стороны, молодое поколение может идти вперед только тогда, когда руководствуется какими-то новыми идеями, теориями, тенденциями. Такова историческая необходимость, без этого невозможен никакой прогресс ни в обществе, ни в науке, ни в искусстве.
Но в то же самое время невозможно нарушить закон преемственности поколений, иначе «распадется связь времен», как сказано у Шекспира в «Гамлете». Новому поколению остается в наследство величайшее богатство, созданное его предшественниками. Что вы сделаете с ним? Отбросите как ненужное старье?
Или, двигаясь вперед, не будете безоглядно отрицать все то лучшее, что было завещано вам, примете с уважением и признательностью вечные духовные ценности?
Необходимы гармония, взаимопонимание, снисхождение друг к другу и любовь, обязательно включающая в себя сознательную жертвенность, готовность и умение не брать, а отдавать. Таков идеал. Осуществим ли он? По крайне мере, Тургенев мечтал о нем и воспел свою мечту в знаменитом эпилоге к роману: «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами; не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…»