«За гремучую доблесть грядущих веков» анализ стихотворения Мандельштама
История создания
Стихотворение «За гремучую доблесть грядущих веков» было задумано в 1931 г., но дата его окончательной редакции — 1935 г. За это время произошло переосмысление многих событий в жизни страны и в жизни поэта. Мандельштам сменил Ленинград на Москву. Между первой и второй редакцией — знаменитая эпиграмма на Сталина, написанная в конце 1933 г., за которую Мандельштам попал в первое заключение в 1934., попытка самоубийства, после которой ссылку в Чердынь разрешено было поменять на Воронеж.
Там были написаны стихи, составившие
С 1933 г. наметился перелом в творчестве Мандельштама. Он признавался Ахматовой, что в эти дни лирика должна быть гражданской.
Литературное направление и жанр
В стихотворении множество сложных для интерпретации символов, но в целом оно остается близким поэзии акмеизма, замечающей вещественность во всем, даже в идеях.
Стихотворение — образец гражданской лирики Мандельштама. Образ века, переломной эпохи, встречающийся в нескольких стихотворениях поэта, осмысливается не философски, а с точки зрения попавшего в колесо советской машины винтика, не утратившего своего человеческого
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение состоит из четырех катренов. В первом катрене лирический герой говорит о своей жертве, принесенной во имя счастливого будущего и достоинства людей. Он вынужден был поступиться какими-то моральными принципами, лишиться награды в потустороннем мире , собственного веселья и чести.
Во второй строфе лирический герой вступает в диалог со своим веком-волкодавом. Это уже не растерянное животное со сломанным хребтом, как в стихотворении 1922 г., из всех качеств у зверя осталась жестокость. Лирический герой смиряется со своей судьбой.
Он готов бежать в самые отдаленные места , только бы вырваться из кровавого колеса.
В третьей строфе противопоставляются кровавые деяния недостойных людей и чистота природы.
Четвертая строфа — снова обращение лирического героя к веку, попытка с ним договориться. Лирический герой питает надежду, что век-волкодав пощадит его, потому что герой «не волк по крови».
Рефрен во второй и четвертой строфе определяет основную мысль стихотворения: лирический герой не волк по своей крови, он выбирает уход из общества или от действительности, потому что, с одной стороны, слаб для борьбы, с другой, обладает такой силой, что только равный может его убить, а равных не оказалось.
Тема стихотворения — место благородного человека в эпоху века-волкодава.
Тропы и образы
Первая строфа символична, что не характерно для акмеистической поэзии Мандельштама. Ради высоких целей, ради восстановления связи веков, лирический герой, подобно Гамлету, готов на любые жертвы, материальные и духовные, готов даже пожертвовать честью. Самый неоднозначный символ — чаша на пире отцов.
То ли это достойные предки лирического героя, то ли поэты предыдущих эпох, имеющие четкую гражданскую позицию и получившие награду в веках, воздвигшие себе нерукотворный памятник.
Во второй строфе Мандельштам возвращается к земным осязаемым образам. Век олицетворяется, называется волкодавом. Метафорический образ рукава жаркой шубы сибирских степей — это знак защищенности, укрытия. Есть что-то архетипическое в сравнении героя с шапкой, засунутой в рукав жаркой шубы .
В третьей строфе противопоставлено общество людей, причем худшие его представители, трусы и хлипкая грязца и девственная природа, символом чистоты которой становятся голубые песцы . Противопоставление красного цвета и темных цветов грязи, колеса сияющему голубому усиливает образ, в подтексте которого голубая благородная кровь человека, не ставшего трусом, подлецом или предателем.
В четвертой строфе пространство свободы расширяется до бесконечности. Оно тоже имеет цвета воды Енисея и темного ночного неба с сияющими звездами. Таким образом, палитра синего цвета постепенно затемнеется от голубого до синего и почти черного .
Метафорические эпитеты окрашены положительно или отрицательно .
Основная мысль заключена в последних двух строках. Не нашлось равного, который убил бы поэта. Он умер от тифа в пересыльной тюрьме Владивостока, так и не сумев убежать от века-волкодава.
Размер и рифмовка
Стихотворение написано разностопным анапестом с четким ритмом без пиррихиев. Рифмовка перекрестная, рифмы мужские. Острота темы соответствует четкости формальной организации стихотворения.