УРОК-ИГРА
В настоящее время учитель литературы подмечает, что у учащихся ослаблен интерес к чтению даже таких произведений, которые совсем недавно читались с удовольствием: » Евгений Онегин» А. Пушкина, » Тарас Бульба» Н. Гоголя, рассказы А. П. Чехова и так далее.
Чтение из-под палки вряд ли, я думаю, кого из словесников устраивает. Вот и ищем пути выхода из сложившейся ситуации. А их, оказывается, немало. Это и организация малых исследовательских работ , и составление сценариев к фильмам , и, конечно же, игра . Чаще всего игра — это соревнование,
Вот и «приходится читать», да еще так, чтобы не пропустить ни одной строчки текста, ни одной детали…
Я предлагаю на ваш суд сценарий урока-игры, который прошел удачно .
Сценарий игры «Колесо литературы». 9-й класс
Игра может иметь место на уроке, можно провести и как внеклассное мероприятие. У нас она прошла как традиционный Урок творчества среди учащихся девятых классов, заняла два часа. Чем вызвана?
Наверное, той же самой проблемой: «заставить» прочесть «Евгения
Туров побольше, чем в телевизионной игре «Колесо истории», да и вопросов, но принцип заложен один и тот же.
К уроку Дети должны: Перечитать Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Знать о традициях чаепития на Руси.
Оборудование. Колесо с передвигающимися каретами ; табло — кареты и разметка верст ; портреты Жуковского, Рылеева, Герцена; стенд «Чаепитие на Руси на картинах художников»; названия туров.
В классе накрыт стол: самовар и прочее, что необходимо к чаепитию — см. сценарий.
Вступительное слово учителя. Я приветствую вас в литературно-художественном салоне «Под сенью Муз». Сегодня у нас игра «Колесо литературы», и каждый из игроков должен будет пройти очень большой путь — тысячу верст.
И в то же время — небольшой — всего тысячу верст вместе с А. С. Пушкиным по страницам его романа в стихах «Евгений Онегин».
Пушкин и версты… Сам Александр Сергеевич около 35 тысяч верст проделал
То в коляске, то верхом, То в кибитке, то в карете, То в телеге, то пешком…
Итак, в путь!
Две команды. Игроки занимают места в воображаемых каретах после того, как вытянут жребий и узнают, кто возглавит путешествие.
1-й тур. «Унылая пора… Очей очарованье!..»
1-е задание. Учитель объявит детям о том, что накануне была непогода, порывистый ветер сорвал с деревьев почти весь наряд — листья, и они, как и строки из романа «Евгений Онегин», разлетелись. Мы не будем собирать листья и делать гербарий, но вот разбросанные строки стихов восстановить придется.
Карточка № 1
Шумом, лесов, солнышко, уж, сень, становился, небо, реже, таинственная, короче, осенью, обнажалась, день, с, блистало, печальным, уж, дышало.
Карточка № 2
У, ложился, стоял, довольно, гусей, туман, приближалась, тянулся, ноябрь, к, скучная, крикливых, двора, уж, на, югу, поля, пора, караван.
(Это задание не вызовет трудностей, так как данные отрывки известны из начальной школы, хотя бывает, что и попыхтят: «Вертится в голове, а не вспомнить…»
Если задание выполнено верно, команда продвигается на 50 верст вперед.)
2-е задание.
В тот год осенняя погода Стояла долго на дворе, Зимы ждала, ждала природа…
Вопрос: Когда же выпал снег?
Оценка — 50 верст.
2-й тур. «Тайны русского чаепития»
Учитель. Наша игра, думаю, не окажется полной, если мы не остановимся на одной старинной традиции русского провинциального дворянства — чаепитии.
Александр Сергеевич в романе мастерски подметил, что на Руси, особенно в глубинке, в провинции, часто пьют чай, можно сказать, с утра до вечера. Итак, внимательно слушаем, что подмечено поэтом.
Смеркалось; на столе, блистая, Шипел вечерний самовар, Китайский чайник нагревая; Под ним клубился легкий пар. Разлитый Ольгиной рукою, По чашкам темною струею Уже душистый чай бежал, И сливки мальчик подавал…
Всего восемь строк… Но сколько здесь, оказывается, загадок… .
1-е задание. Когда в России появились самовары?
2-е задание. Почему — «блистая»?
3-е задание. Командам предоставляется возможность пройти еще 50 верст, если они ответят на вопрос: чем чистили на Руси самовары.
4-е задание. Почему «китайский чайник»? Неужели на Руси не было своих фарфоровых заводов? Выберите версию:
А) чай произвели впервые китайцы, они и начали первыми изготовлять чайники;
Б) на Руси еще не было своих фарфоровых заводов, но чай произвели русские.
5-е задание. «Китайский чайник нагревая…» Командам предлагается продемонстрировать, каким образом.
6-е задание. Учитель цитирует:
По чашкам темною струею Уже душистый чай бежал…
— Почему он «душистый»? Что заваривали?
Можно процитировать учителю:
Я не учен, как вы, но в этом прав, Смотри на блюдца круглое оконце — В чаинках аромат цветов и трав, И русский дух земли ее и солнца…
Действительно, всего восемь строк рассматриваем из романа «Евгений Онегин», а они в себе много интересного содержат. Задания этого тура не исчерпаны, и вот 7-е задание содержит загадки в двух словах — «сливки» и «мальчик»:
И сливки мальчик подавал…
— С чем ели сливки?
— Кто такой «мальчик»?
Предлагаются версии:
А) прислуга, мальчик, работающий на кухне;
Б) родственник;
В) мальчик, который исполнял многочисленные поручения хозяев;
Г) своя версия.
8-е задание вытекает из сценки, которую поставят учащиеся — «За чаем».
Хозяин и хозяйка за столом. Входят гости.
Гость. Чай да сахар!
Гостья. Хлеб да соль!
Хозяйка. Милости просим к чаю!
Хозяин. О, да и самовар вскипел. Заваривай, кума!
Разливай, кум!
Хозяйка. Вам с вареньем или со сливками?
Гостья. Со сливками, пожалуйста.
Участникам игры предлагается найти ошибки. А они следующие:
— Чай строго разливал хозяин.
— Подавали чайное полотенце, им пользовались.
— Если самовар только что вскипел, ждали, пока вода перестанет кипеть, а потом заваривали.
— Чай пили из блюдец.
— Из стаканов пили мужчины…
Задания второго тура несомненно вызовут оживление в зале, и интерес к игре повышается с каждым новым заданием.
3-й тур. «Преданья старины глубокой»
Сценка «Татьяна и няня».
— Не спится, няня: здесь так душно! Открой окно да сядь ко мне. — Что, Таня, что с тобой? — Мне скучно, Поговорим о старине…
Итак, продолжаем разговор о старине, но уже не о традициях русского чаепития, а о том, что…
Татьяна верила преданьям Простонародной старины…
1-е задание. Каким же преданьям она верила?
2-е задание будет связано с образом медведя. Ответьте, пожалуйста, почему, ведя разговор о старине, я вспомнила этот образ? Как он связан с героиней романа?
4-й тур. «Под сенью Муз»
Мы встречаемся в литературно-художественном салоне «Под сенью муз».
1-е задание. Учитель цитирует Пушкина:
Конечно, вы не раз видали Уездной барышни альбом…
— Видали ли вы его? Представьте, пожалуйста, его нам.
На последнем листе альбома слова:
Кто любит более тебя, Пусть пишет далее меня.
2-е задание
Онегин мог Хранить молчанье в важном споре и возбуждать улыбку дам Огнем нежданных эпиграмм.
— Это мог Онегин. А вы можете составить эпиграмму на Онегина?
3-е задание.
Высокой страсти не имея Для звуков жизни не щадить, Не мог он ямба от хорея, Как мы ни бились, отличить.
— Это Онегин. А вы сможете отличить друг от друга эти стихотворные размеры? Ну что ж, попробуйте!