Робин Гуд в романе Вальтера Скотта «Айвенго»
1. Борьба между нормандцами и англосаксами.
2. Рыцари ордена тамплиеров.
3. Королевская власть и народовольческая дружина Робин Гуда против феодального произвола.
4. Язык повествования исторического романа.
В романе Вальтера Скотта «Айвенго» представлена эпоха, когда в истории Англии резко сказались классовые противоречия между двумя народами — нормандцами-завоевателями Англии, завладевшими ею в конце XI века, и англосаксами, которые владели Англией в течение нескольких веков.
Однако к концу XII века борьба между англосаксами
Король Англии стремился к тому, чтобы подчинить себе всех остальных феодалов. В течение всей второй половины XII века английские короли упорно боролись со своими поданными — герцогами, графами и баронами, создавая централизованную английскую феодальную монархию.
Английское крестьянство в этой борьбе короля против феодалов поддерживало королевскую власть.
В романе «Айвенго» показана эпоха переустройства
Нормандские рыцари Фрон де Беф, де Мальвуазен и де Браси и представители старой англосаксонской знати Седрик и Ательстан никак не могут решить старый спор. Их распри ведут к тому, что Англии постоянно грозят междоусобицы, разрушающие жизнь страны, тяжким бременем ложащиеся на народ.
Правдиво изображенной нормандской знати, которые ведут себя в Англии как завоеватели, Скотт противопоставил те силы английского общества, в которых была видна надежда на лучшее будущее Англии. В романе они показаны в королевской власти — Ричарде Львиное Сердце, поддерживаемой дворянством.
Лучшие страницы романа посвящены именно описанию борьбы народа (Робин Гуд и его стрелки) против произвола. Народные образы в романе как бы постепенно собираются в целую группу решительных и смелых людей, сливающихся в образ непобедимой дружины Робин Гуда, штурмующей замок Фрон де Бефа. Перед натиском могучей волны народного гнева не устояла челядь Фрон де Бефа. Патетическая картина гибели старого феодального гнезда, притона убийств и насилий, разрушенного народом, является самым захватывающим сюжетом в романе «Айвенго».
Особенно резко пишет Скотт о нормандских феодалах. Рыцарь-разбойник Фрон де Беф и его шайка запоминаются как яркое, правдивое изображение жестокого своеволия, как реалистическая картина средневековых феодальных нравов, осуждающая, а не идеализирующая средневековый строй. Типичен среди прочих рыцарей-разбойников, грабящих английский народ, и крестоносец Буагильбер, рыцарь ордена Храма, тамплиер.
Рыцари этого ордена, первоначально основанного для прикрытия путей к Христианским святыням Иерусалима, превратились со временем в хорошо организованную и разветвленную по всей Европе шайку насильников и вымогателей, действовавшую под прямым покровительством Ватикана. Будучи крупнейшим феодалом Европы, орден оказывал сопротивление королевской власти, помогал феодальным мятежникам. В романе показана органическая связь между феодализмом светским и феодализмом церковным: оба грабят народ, помогая друг другу, а иногда цинично прикрывая грабеж орденскими знаками, крестом «воинства Христова».
Но, конечно, более всего привлекает внимание читателя смелый Локсли — Робин Гуд. Баллады о Робин Гуде относятся к числу лучших памятников английского народного творчества. Робин Гуд — обобщенный народным творчеством образ свободного земледельца, с оружием в руках поднявшегося против сильных мира сего, богачей. В основе этого образа лежат воспоминания об исторически существовавших вожаках восставших крестьян, скрывавшихся в дремучем Шервудском лесу от преследований своих господ.
Несколько далек от исторической действительности образ Ричарда Львиное Сердце, который выглядит в романе как простой и мудрый воин, искренне любящий своих подданных. Подлинный исторический Ричард I не был близок к простым людям Англии, не водил их на приступ феодальных замков, не сулил так справедливо и мудро. Однако даже приукрасив исторического Ричарда I, Скотт описал его так, что читатель представляет себе эту фигуру, верит в ее правдоподобность. Как идеализирован образ Ричарда, так идеализирован и образ его верного слуги — Айвенго, превращенный в рыцаря без страха и упрека.
Роман «Айвенго» убеждает читателя в огромной силе народа, в его благородстве и человечности, в его героизме.
Языку исторического романа Скотт уделял особое внимание. Он считал, что писатель стоит перед решением дух задач: он должен найти подходящую манеру повествования для изложения событий, которое ведется в третьем лице, и выработать язык действующих лиц, создать обдуманные речевые портреты. Скотт вводит в речь действующих лиц и в свое повествование различные старинные выражения, но делает это осторожно, не засоряя и не затрудняя язык произведения в целом. Писатель стремился к тому, чтобы язык его романа в целом соответствовал основному словарному фонду английского языка. Он использовал эти возможности во всем их живом богатстве.
Роман «Айвенго» и сегодня сохраняет свою художественную убедительность и силу.