О лучших произведениях Вальтера Скотта
Вальтер Скотт (1771 — 1832) — один из замечательных английских писателей XIX в., создатель жанра исторического романа в западноевропейской литературе. Его исторические романы принесли ему мировую известность. Творчество Вальтера Скотта складывалось и развивалось в эпоху, богатую бурными историческими событиями. Современник французской буржуазной революции и наполеоновских войн, В. Скотт стал затем свидетелем значительного общественного подъема в Англии — борьбы за реформу. В этой борьбе английская буржуазия, используя недовольство
Обострялись и национальные противоречия. В конце XVIII и начале XIX в. не раз поднимался против ига английских поработителей ирландский народ. Борцы за свободу Ирландии видели ободряющий пример в других освободительных движениях начала XIX в. — в борьбе испанского народа против французских оккупантов, в борьбе итальянских патриотов против феодального гнета и австрийской интервенции, в освободительной войне греческого народа. Вальтер Скотт
Рушилась феодальная Европа, складывалась Европа буржуазная, в строе которой не замедлили проявиться еще более острые классовые противоречия; их предвестьем было мощное, хотя и неорганизованное движение рабочих масс в Англии, известное под названием луддитского движения. Современник значительных исторических событий, В. Скотт старался понять их смысл для того, чтобы проследить истоки явлений, развивающихся в его эпоху; он внимательно изучал историку Англии и Шотландии — двух стран, которые были ему одинаково близки: потомок старинного шотландского дворянского рода, он стал английским писателем, был, тесно связан с английской культурой своего времени.
В начале своего творческого пути Вальтер Скотт выступал как собиратель памятников народного творчества («Песни шотландской границы», 1802) и как автор исторических баллад и поэм, посвященных прошлому Шотландии и Англии («Песнь последнего менестреля», 1805; «Мармион», 1808 и др.).
Изучение прошлого и ход современных ему исторических событий убедили В. Скотта в существовании определенных закономерностей исторического развития. Он сделал важный вывод о неизбежной победе новых экономических и социальных отношений над старыми, новых взглядов над отжившими.
Однако мысль о неизбежности победы нового над старым, высказанная в лучших романах Скотта, находится в противоречии с консервативными политическими взглядами писателя, которые во многом ослабляли правдивость и художественность его произведений. Скотт был защитником монархии, осуждал французскую буржуазную революцию и ее сторонников в Англии.
В консервативных взглядах Скотта отражалось его критическое отношение к бурному развитию капитализма в Англии и Шотландии, который жестоко ломал устоявшиеся социальные отношения, разорял и грабил народные массы, превращал крестьянина — мелкого собственника, кое-как жившего своим трудом на клочке арендованной земли, — в неимущего бродягу, в затворника работных домов, называвшихся в Англии «бастилиями для бедных». Но писатель не смог увидеть в народе силу, которая сама освободит себя от угнетения и эксплуатации. Вальтер Скотт разделял распростра- ценные в его время иллюзии относительно «справедливой» монархии, которая якобы способна защитить интересы народных масс от хозяйничанья буржуазных хищников, искусственно придать экономическому развитию страны более медленные темпы, не столь разрушительно сказывающиеся на жизненном уровне народа.
Хотя Белинский и отмечал ограничивающее влияние консервативных политических взглядов Скотта на его творчество, но прежде всего великий русский критик подчеркивал положительное значение романов Скотта в развитии мировой литературы; Белинский сравнивал Скотта с Шекспиром, подчеркивая этим сравнением реалистическую тенденцию в творчестве английского романиста.
Белинский высоко ценил стремление Вальтера Скотта показать в своих романах «пружины истории» и отмечал тесную связь исторической науки и художественного вымысла, свойственную произведениям писателя, В этих особенностях его романов великий русский критик видел важные творческие достижения, обогатившие роман как, жанр в целом, поднявшие его на новую и высшую ступень по сравнению с романом XVIII в. Белинский видел в произведениях Скотта особый этап в развитии не только исторического романа, но и романа социального, о чем он специально писал в статье «Тереза Дюнойе».
В лучших своих произведениях Вальтер Скотт приблизился к изображению истории как борьбы классов, что в его время было уже великим достижением, значительным шагом вперед. Это действительно придавало его романам характер открытий, как писал о них Белинский, сказавший, что Вальтер Скотт «открыл» жанр исторического романа.
Особенно важно подчеркнуть то обстоятельство, что в исторических романах Скотта большую роль играет народ, выступающий и в отдельных образах, и в массовых сценах, которые писатель изображал с таким мастерством. В изображении народных сцен, народных персонажей романов Скотта отразился исторический опыт» самого писателя — современника великих народных движений.
В. Скотт не смог показать в своем творчестве освободительную традицию своего народа так ярко и правдиво, как сделали это великие русские реалисты Пушкин и Лермонтов, создавшие бессмертные образы Пугачева и Разина, посвятившие немало своих произведений теме борьбы русского народа против царизма. Вместе с тем образы героев, из народа, созданные Вальтером Скоттом, это образы благородных, сильных, протестующих людей, способных на борьбу и на подвиги. Они нередко противостоят в его романах представителям высших классов, изображенным во всей их низости и бесчеловечности («Пуритане», 1816; «Айвенго», 1819). Главным образом в народе Скотт видел те высокие человеческие качества, которых не было у представителей высших классов; в этом писатель был прав, он отражал действительное положение вещей в современной ему буржуазной Англии — именно народные массы и были создателями подлинной культуры и ее ценителями, носителями национальных традиций и подлинного патриотизма.