Возвращение Григория Мелехова на хутор (Анализ финала романа М. А. Шолохова «Тихий Дон»: том 4, часть 8, глава 18)
Над романом «Тихий Дон» Шолохов работал с 1928 по 1940 гг. Этот роман написан в жанре эпопеи (впервые после «Войны и мира» Л. Н. Толстого). Дейст-вие этого произведения охватывает годы жизни нашей страны, ознаменованные великими событиями всемирно-исторического значения. Первая мировая война, Февральская, а затем Октябрьская революция, гражданская война — вот основные его вехи.
«Тихий Дон» — это одновременно история становления великого художника и торжество гуманистической мысли о России и революции. Шолохов не просто ввел
Губительный и страшной силой оказалась революция и для главного героя романа — Григория
В финале романа Григорий Мелехов, устав от бесплодных метаний, вконец опустошенный, возвращается домой, на хутор Татарский. Была ранняя весна 1922 года. Когда сходит снег и подсыхает прошлогодняя трава, в степи начинаются «весенние палы» (пожары). Кругом зеленеет трава, пасутся пролетные гуси, вьют гнезда стрепета. А там, где прошлись палы, чернеет мертвая, обуглившаяся земля, «не гнездует на ней птица, стороною обходит ее зверь». Такой же черной, вы-жженной как степь после пожаров, стала жизнь Григория. Шолохов недаром при-водит такое сравнение. Всего лишился Григорий, все отняла у него, все нарушила смерть. Одна надежда у него осталась — дети. Он еще не знает, что его ждет оче-редная потеря — осенью умерла Полюшка.
Осень и зиму Григорий прожил в лесу с дезертирами. Похоронив Аксинью, он трое суток скитался по степи, а потом отправился в Слащевскую дубраву, где, как он слышал, оседло живут дезертиры. Долго бродил он по лесу, но выйти к ка-кому-нибудь жилью не решался. После смерти Аксиньи Григорий утратил «разум и былую смелость». Измученного, отощавшего нашли его дезертиры и привели к себе в землянку. С наступлением холодов с «неожиданном силой» проснулась в нем тоска по родному дому, по детям. Днем Григорий старался отвлечься от этих мыслей работой: вырезал из дерева ложки, миски, фигурки. Но ночи были мучи-тельны, невыносимы. Не было больше сил чего-то ждать, от кого-то скрываться, он не мог больше жить, как загнанный зверь.
Григорий возвращается на хутор. Подойдя к дому, он бросил в воду винтов-ку, наган, патроны. Он не желал больше воевать ни на чьей стороне. Еще издали увидел он Мишатку. Наконец сбылось то немногое, о чем мечтал Григорий бес-сонными ночами: «Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына.»
Все движения героя в сложном пространстве романа — это путь хождения по мукам с открытым всему, «разворошенным» сердцем. Мир дробится, а он ищет цельности, истин, не подавляющих целые группы людей. Он подмечает то, к чему другие равнодушны. Григорий Мелехов вплоть до окончания романа сохраняет высочайшую степень прозрения, интуитивного различия добра и зла. Он куда бо-лее последовательный гуманист, нежели застывшие в своей «ясности» представи-тели обоих враждующих лагерей.