Проблема нравственного выбора в прозе М. А. Шолохова (по роману «Тихий Дон»)

Нравственный выбор. Нет, пожалуй, в мире человека, который бы его не делал. Выбора между плохим и хорошим, добрым и низким. Не избежал этой дилеммы и Григорий Мелехов — главный герой романа «Тихий Дон». От многих других казаков отличает Григория благородное, чистое отношение к женщине.
Вот произошел в армии гнусный эпизод, от которого все внутри переворачивается. Казаки, истосковавшиеся по женскому телу и физической любви, поймали молоденькую женщину и пустили ее по кругу, причинив ей боль и физическую, и душевную. Один только Григорий

не принял участие в этом хамском изнасиловании, один только он, единственный, пришел в ярость от этого поступка.
«Один из казаков, не глядя на товарищей, криво улыбаясь, отошел к стене, уступая место очередному. Григорий рванулся назад и побежал к дверям.»
Но его догнали у самых дверей, начали избивать. Но Григория умел постоять за себя: «разорвал на одном гимнастерку, успел ударить другого ногой в живот». Однако в конце концов ему связали руки, но его подмяли, так же, как Фране, замотали голову попоной, связали руки и молча, чтобы не узнал по голосу, понесли и кинули в порожние ясли. Давясь вонючей шерстью попоны,
Григорий пробовал кричать, бил ногами в перегородку. Он слышал перешепоты там, в углу, скрип дверей, пропускавших входивших и уходивших казаков. Минут через двадцать его развязали».
Григорий делает выбор в пользу нравственности и тогда, когда, в отличие от брата своего Петра, гнушается отнимать на правах победителя что-нибудь, что пригодится в хозяйстве. «Грабеж на войне всегда был для казаков важнейшей движущей силой. Григорий знал об этом и по рассказам стариков о прошлых войнах, и по собственному опыту». «Но к Григорию как-то не привилось это, — он брал лишь съестное да корм коню, смутно опасаясь трогать чужое и с омерзением относясь к грабежам. Особенно отвратительным казался в его глазах грабеж своих же казаков. Сотню он держал жестко. Его казаки если и брали, то таясь и в редких случаях. Он не приказывал уничтожать и раздевать пленных. Чрезмерной мягкостью вызвал недовольство среди казаков и полкового начальства». Другие грабят без колебаний, но только не Григорий. Ему противно обирать слабых. Какая-то врожденная порядочность не позволяет ему отбирать у людей что-то. И он гневно, яростно обрывает своего отца Пантелея Прокофьевича, который приводит ему в пример тех, кто заботится о семье и хозяйстве, пользуясь властью оккупантов. Сложно сделать Григорию выбор между Натальей и Аксиньей. Крепка, нерушима любовь его к Аксинье, Степановой жене. Ради нее, родимой, переступил Григорий свою казачью гордость, самолюбие казачье и поступил в батраки. Обижает он, конечно, обеих женщин этими своими колебаниями, ибо любовь к нему и Аксиньи, и Натальи сильна и неколебима.
Но Григорий по-своему любит и Наталью, мать своих детей. Да и как можно не любить чистую, тон кую, беззаветно преданную ему Наталью?
И Григорию суждено стать виновником смерти Натальи. Не перенеся очередной измены Григория, решила молодая женщина не иметь от него больше детей, отправилась к бабке. Избавила бабка Наталью от нежеланного плода, но и Наталья жизнью поплатилась: умерла, истекая кровью. Всю жизнь камнем будет лежать на сердце Григория смерть жены.
Колебания Григория между «красными» и «белыми» — своего рода поиск Григорием правды. И выбор он в конечном итоге делает в пользу нравственности, ибо нет правды ни на стороне красных, ни на стороне белых, поскольку ненавистна Григорию классовая борьба, являющая собой кровь, насилие, жестокость. Его выбор — в пользу другой жизни, состоящей из таких понятий, как мирный сельский труд, большая дружная семья, любовь и дети.
Переходя то к белым, то к красным, Григорий не может найти свое настоящее место. Но хочет вырваться из водоворота военных событий: вместе с Аксиньей бежит из родного хутора на Кубань, что бы начать там новую жизнь. Но в пути гибнет Аксинья, и Григорий, совершенно надломленный, возвращается домой. «.Сбылось то многое, о чем бессонными ночами мечтал Григорий. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына. Это было все, что осталось у него в жизни.» В образе Григория Мелехова ярче всего проявилось характерное для Шолохова стремление не упрощать жизнь, а показывать ее всей сложности и противоречивости.
У него нет примитивного деления людей на «плохих» и «хороших»; он показывает, что и человек с хорошими качествами — честный, принципиальный, мужественный — может совершать преступление против народа, если его сознание опутано ложью.
«Что ж, вот и сбылось то немногое, о чем бессонными ночами мечтал Григорий. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына. Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром».

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Проблема нравственного выбора в прозе М. А. Шолохова (по роману «Тихий Дон»)