Казачество в романе Михаила Шолохова «Тихий Дон»
Роман М. А. Шолохова «Тихий Дон» — произведение эпическое, масштабное и одновременно символичное. И символика заложена уже в самом названии произведения. Дон — река равнинная, тихая, являющаяся источником жизни для очень многих народов. В непогоду же он становится опасным; в старых казачьих песнях он то «чистехонек», то «мутен» — и в этом образе-символе заключено главное внутреннее противоречие, присущее казачеству; оно соединяет в себе самую мирный и созидательный образ деятельности — землепашество — с военной подготовкой,
Шолохову удалось в романе показать сложное массовое сознание, «Не сгущая красок, я нарисовал суровую действительность, предшествующую восстанию», — писал сам автор. Но объемность изображаемого, множество эпизодических и второстепенных персонажей не заслоняют главных героев; образы Григория Мелехова, Аксиньи, Кошевого, Пантелея Прокофьевича, Натальи, Ильиничны ярко выделяются на
Героями романа Шолохова стали простые крестьяне-труженики, на примере их биографий писатель показывает то, как в трудовой жизни проявляются сила характера, изобилие чувств, моральное богатство народа. На примере казачества в романе «Тихий Дон» изображается тесная связь отдельной личности с общим ходом исторического процесса, судьбами народа, затрагивается тема трагичности обстоятельств, приводящих к конфликтам. Шолохов представил нашему вниманию мир сильных и неординарных людей, запечатленных в критические моменты жизни, переломный период истории.
Частная жизнь Мелехова, его метания в поисках истины от красных к белым и обратно, даже его любовь к замужней Аксинье — это не факты индивидуальной биографии. Здесь отражена судьба всего донского казачества, своевольного, вступающего в конфликт с традициями собственной казацкой морали. Григория Мелехова можно смело назвать типажом — ярким и характерным представителем казачества, и именно по этой причине он оказывается впереди остальных персонажей.
Уже были отмечены выше две основные и противоположные черты казацкого характера, и в Григории они также с успехом сочетаются: удаль и любовь к хозяйству, работе, он и воин, и земледелец. Поскольку герои показаны в критические моменты жизни, требующие незамедлительного действия, поражает та быстрота Мелехова, с которой он реагирует на происходящее. Бросив свою белую дивизию, он благородно мчится спасать красноармейцев Кошевого и Ивана Алексеевича. Он является рефлектирующим героем, с присущим чувством неудовлетворенности собой.
История жизни Григория Мелехова глубоко драматична. Это обыкновенный паренек с хутора, окруженный хозяйственными заботами и нехитрыми развлечениями; он позволяет отцу женить себя; жизнь его течет сама собой, без его участия, по традиции. Но события в стране, затрагивающие и его, заставляют начать сознательную, самостоятельную жизнь, отвечать за свои действия. Даже его переход то в буденновский отряд, то в стан белых — это не движение по течению, не погоня за победителем, а трудный поиск правды жизни, верного пути. И он обрел свои жизненные ориентиры: даже среди крови и насилия войны он вспоминал деревню, земледелие, «сладкий дух молодой травы» и у него «теплело на душе».
Родной дом и мирный труд — это его главный ценности. И даже смерть любимой Аксиньи, наложив трагический отпечаток на его судьбу, не смогла все же сломить его дух, не заставила отступить от своего пути. У него осталась связь с жизнью — это его дом, Дон, маленький сынишка и земля.
Образ Мелехова считается открытием в мировом искусстве, он кажется наиболее приближенным к реальному человеку, окруженному миллионом обстоятельств. Смещение социальных симпатий и душевное равновесие при работе за плугом, горячая любовь к Аксинье и первоначальная холодность к матери его детей Наташе, отцовское чувство — вот те черты, которые подкупают своей правдивостью.
Глубокие противоречия, разрывающие главного героя романа «Тихий Дон», разносторонне раскрывают сущность как самого Григория Мелехова, так и всего казачества в целом, показывая глубину характеров, сложность жизни и выбора истинного пути.