Значение образа Луки в пьесе Горького «На дне»
Пьеса Горького «На дне» была написана в 1902 году. Это был сложный период в истории России. Он заставил людей задуматься о жизни и о своем месте в ней. Горького, как и каждого талантливого писателя, волновали острые социальные вопросы.
Можно сказать, что он выводил их на глубокий философский уровень. Он имел свой взгляд на все происходящее в стране. В советский период сложная и противоречивая авторская позиция была упрощена в угоду времени.
Неоднозначные философские идеи Горького вырывались из контекста, превращались в лозунги. Все
Но это не так. Лука пытается смягчить души очерствевших «босяков». В костылевской ночлежке люди жестоки друг к другу.
Жизнь сделала их такими. И эта жестокость проявляется, прежде всего, в том, с какой настойчивостью они разрушают иллюзии других людей. Ночлежники издеваются
И с его появлением начавшийся уже спор о человеке, о правде и лжи в его жизни обостряется. Лука утешает людей, насколько можно утешить этих выброшенных из жизни, опустившихся на дно бывших баронов, актеров, рабочих, потерявших работу, «потомственных» воров. И Лука прибегает ко лжи, как к обезболивающему средству.
Обитателям ночлежки он дарит иллюзии, пробуждает в их душах давно забытые светлые чувства. Интересно, что Лука очень тонко чувствует людей, знает, что для каждого из них важнее всего. Он безошибочно находит нужные струны в душе каждого ночлежника. Анне странник обещает покой и отдых на том свете, Актеру рассказывает про бесплатную лечебницу для алкоголиков, Ваське Пеплу советует уехать в Сибирь и начать там новую жизнь.
Зачем все-таки лжет Лука? Этот человек просто не очерствел душой. Сатин говорит о Луке обитателям ночлежки: » Он врал… Но это только из жалости к вам».
Лука не просто обманывает — он творит добро: утешает перед смертью бедную Анну, пытается усовестить Василису. Именно благодаря Луке Васька Пепел не убивает Костылева, когда Сатин прямо толкает его на это страшное преступление. Странник советует Василию отправиться в Сибирь, потому что чувствует, что конфликт Пепла с Костылевыми зашел уже слишком далеко. Лука не просто врет Актеру — он уговаривает его: «Ты только вот чего: ты пока готовься! Воздержись!.. возьми себя в руки и — терпи…
А потом — вылечишься… и начнешь жить снова… хорошо, брат, снова-то!». Актер умирает не из-за иллюзий, навязанных ему Лукой, а от их крушения. Этот человек не смог поверить, прежде всего, в себя.
Актер не понял, что он сам способен справиться со своей бедой. Своим рассказом о лечебнице Лука просто хотел поддержать этого человека. Лука не просто утешитель — он философски обосновывает свою позицию. Одним из важнейших моментов пьесы становится рассказ странника о том, как он спас двух беглых каторжников. Главная мысль заключается в том, что спасти человека может не насилие, не тюрьма, а только добро: «Тюрьма — добру не научит, и Сибирь не научит… а человек — научит… да!
Человек — может добру научить… очень просто!». Так почему же Лука не «научил добру» обитателей ночлежки? Почему после его исчезновения их жизнь покатилась под откос с еще большей скоростью? Я считаю, что позиция Луки во многом неправильная.
Луку можно назвать гуманным человеком. Но что представляет собой гуманизм Луки? У него нет веры в человека. Для него все люди одинаково ничтожны, слабы, нуждаются лишь в сострадании и утешении: «Мне — все равно! Я и жуликов уважаю; по-моему, ни одна блоха — не плоха: все черненькие, все — прыгают…» Думаю, не будет ошибкой предположить, что на самом деле Лука считал, что реальное положение человека изменить нельзя.
Можно изменить лишь отношение человека к себе и к окружающему, изменить его сознание, самочувствие, самооценку, примирить его с жизнью. Нельзя отрицать, что Лука по-своему заступается за человека, за его достоинство: «А все — люди! Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь…» Защищая Анну, Лука говорит: «… а разве можно человека эдак бросать?
Он — каков ни есть — а всегда своей цены стоит…» Но все-таки в первую очередь позиция Луки состоит в том, что человек достоин жалости: именно жалость и ласка способны вернуть запуганному, озверевшему от страха существу человеческие чувства. Но ночлежников может спасти только самоуважение и вера в собственные силы. Ни того, ни другого у них нет, поэтому они могут лишь размышлять на тему человека, свободы и правды.
Ночлежники задумались над смыслом своего существования, но на реальные действия и глобальные перемены они уже не способны. Поэтому пьеса заканчивается пьяной гульбой босяков и, как завершающий аккорд, сообщением о самоубийстве Актера. Я считаю, что смерть этого персонажа стала своеобразным символом краха маленьких надежд на лучшую жизнь обитателей ночлежки.