Анализ эпилога романа Л. Н. Толстого «Война и мир»
Самым важным элементом композиции романа «Война и мир» в идейном понимании является эпилог. Он несет большую смысловую нагрузку в общем замысле произведения. Л. Н. Толстой подводит итог своей огромной истории, затрагивая такие насущные темы, как семья и роль личности в историческом процессе. Мысль о духовных основах семейственности как внешней формы единения между людьми получила особое выражение в эпилоге.
В семье как бы стирается противоположность между супругами, в общении между ними взаимодополняется ограниченность любящих
И трогательно «покорное, нежное чувство Марьи к этому человеку,
Так по-новому утверждается в эпилоге связь общего хода истории с индивидуальным, интимным отношениям между людьми. 1812 год, давший России новый, более высокий уровень человеческого общения, снявший многие сословные преграды и ограничения, привел к возникновению более сложных и широких семейных миров. Каратаевское принятие жизни во всей ее пестроте и многосложности, умение жить в мире и гармонии со всеми присутствует в финале романа. В разговоре с Наташей Пьер замечает, что Каратаев, будь он жив сейчас, одобрил бы их семейную жизнь. Как и во всякой семье, в большом лысогорском семействе возникают порою конфликты и споры.
Но они носят мирный характер и лишь укрепляют прочность отношений. Хранителями семейных устоев оказываются женщины — Наташа и Марья. Между ними есть прочный, духовные союз. «Мари, это такая прелесть! — говорит Наташа. — Как она умеет понимать детей.
Она как будто только душу их видит». «Да, я знаю, — перебивает графиня Марья рассказ Николая о декабристских увлечениях Пьера. — Мне Наташа рассказала». Наташа в эпилоге предстает уже в ином облике. К этому времени у нее уже три дочери и один сын.
Она пополнела, и теперь в ней трудно узнать прежнюю Наташу Ростову: «Черты ее лица имели теперь выражение спокойной мягкости и ясности. Теперь часто видно было одно ее лицо и тело, а души вовсе не было видно». По выражению Толстого, она — «плодовитая самка». Все, кто знал Наташу до замужества, удивляются произошедшей в ней перемене. И, наконец, в конце эпилога, наполненном философскими рассуждениями, Толстой еще раз повествует об историческом процессе, о том, что не личность делает историю, а делают ее только народные массы, руководимые общими интересами.
Личность важна в истории лишь настолько, насколько она понимает и принимает эти интересы.