Жанры: собрание, совещание, переговоры, интервью
Собрания, совещания, переговоры, интервью и вообще само общение подразумевают участие в них как минимум двух человек, а порой и больше, поэтому они относятся к жанрам-полилогам. В основе своей это все устные жанры, но самое главное в них — это конечно же разговорная речь. Например, собрание — в школе, на предприятии, в фирме или крупной корпорации и т. д. Собрание всегда имеет определенную цель, решение которой зависит от общего мнения самого коллектива. Выход из ситуации обычно находится в ходе дискуссии.
На любом собрании в начале оглашается
Если на собрании решаются скорее социальные вопросы, относящиеся к работникам, то на совещании рассматривается четкий круг деловых вопросов. Лексика собрания более свободная и открытая, лексика совещания же больше тяготеет к официально — Деловому стилю и замыкается на решаемом круге вопросов. Переговоры — это тоже устный жанр. Переговоры могут быть двухсторонними и более. Обычно переговоры ведутся перед заключением контракта.
Например, переговоры на подготовку оборудования на предприятии; переговоры по какому-либо вопросу на высшем уровне . У переговоров также существуют повестка дня и ряд вопросов, которые следует обсудить. Лексика, как у всех разговорных жанров, более свободная, но замыкающаяся на круге решаемых вопросов. При переговорах, так же как и на совещании или собрании, существует культура общения, определяемая культурой поведения.
Течение переговоров более или менее стандартизировано и проходит по определенным правилам. Язык достаточно строгий, близкий к официально-деловому стилю. И, наконец, интервью.
В нем участвует не такое большое количество человек, как в предыдущих жанрах. Обычно это тот, кто берет интервью, например журналист и один, двое и более интервьюируемых, но не очень много. Опрашивающий задает заранее приготовленные вопросы, а опрашиваемые дают спонтанные ответы, но они тоже могут задавать вопросы, и тогда это превращается в полноценный диалог или полилог. Интервью относится к публицистическому жанру. Если это интервью в газете или на телевидении, то лексика может быть совершенно разнообразной.
Если на предприятии, то ближе к обсуждаемому вопросу, хотя вполне допустимы стилистические отступления. У интервью нет повестки дня как таковой, но есть цель — обычно выяснить необходимую информацию. Таким образом, жанры-полилоги скорее относятся к разговорному стилю со всей его спецификой.
Собрания бывают в школах, на предприятиях, в фирмах. В собрании участвует весь коллектив, так как выдвинутые вопросы носят социальный характер. У собрания всегда есть цель и тема для рассмотрения. Причем все это оглашается в повестке дня. Повестка дня — это все вопросы, которые будут обсуждаться на собрании.
Для собраний на предприятии заранее готовится протокол секретарем. Начинается собрание с оглашения темы и представления докладчика. В повестке дня любого собрания один вопрос всегда является главным, именно по этому вопросу готовится доклад.
Представляет докладчика обычно председатель собрания. Текст пишется в публицистическом стиле, с присутствием профессионализмов, с учетом темы. Доклад представляет собой переход от письменной речи к устной. На собрании докладчику следует проявить все свои ораторские способности, чтобы привлечь внимание слушающих к проблеме.
Оканчиваться собрание должно или подведением итогов, или вынесением какого-либо решения. Это зависит от темы и целей, которые были произнесены в начале. Собрание относится к жанрам-полилогам, так как в нем участвует множество людей и может развернуться дискуссия. После того как докладчик заканчивает свое выступление, председатель обращается к собравшимся и дальше идет обсуждение главных вопросов.
По каждому из них может выступать докладчик. Решения выносятся общим голосованием. И принимается то решение, за которое проголосовало наибольшее число людей.
Также каждый из присутствующих может внести свои какие-либо предложения. Протокол собрания является документом, имеющим юридическую силу, и составляется с учетом правил делопроизводства и в официально-деловом стиле. Составляет протокол обычно секретарь, а подписывает директор предприятия или председатель собрания. Протокол заключает в себе не только тему, цели и повестку дня, но и предложения, которые были внесены на этом собрании, и принятые решения. В протоколе, как и во всех деловых бумагах, не отражается личность автора.
Большинство предложений употреблены в неопределенном форме. Используются также устойчивые конструкции типа: Было принято решение по данному вопросу…, При голосовании было решено., и т. д. По форме протокол — это стандартный документ, но его содержание может быть разнообразным и зависит от целей собрания. И в заключение, о чем следует сказать в данном вопросе, — это поздравления.
Собрание, как было сказано выше, может быть посвящено разным темам. Это, например, может быть собрание по поводу юбилея или ухода на пенсию какого-либо работника. Тогда именно это и станет темой собрания. Поздравление представляет собой переход от письменной речи к устной, так как сначала она согласуется на бумаге и уже потом зачитывается перед аудиторией.
Поздравление — это чисто публицистический стиль. В нем четко прослеживается автор, хотя повествование ведется во множественном числе от лица группы людей. Обычно на подобных собраниях в поздравлениях присутствует большое число этикетных языковых формул.
Поздравление не рассматривается как документ и не относится к жанрам-полилогам, так как там нет ни диалога, ни дискуссии. Научная дискуссия, так же как и деловая, относится к публицистическому стилю с применением специфической, присущей только ей лексики. В основе научной и деловой дискуссии лежит разговорная речь. Для того чтобы дискуссия состоялась, нужен предмет таковой. Дискуссия происходит на основе какого-либо выступления, отчета или доклада, но в большей степени это относится к научной дискуссии.
После доклада автору задается ряд вопросов для выяснения и уточнения сложных моментов или опровержения концепции как таковой. Выявить неправоту оппонента можно разными способами. Например, Сократ в свое время с помощью наводящих вопросов помогал собеседнику самостоятельно выявить свою неправоту.
Это логический путь. Можно доказать ошибочность мнения оппонента, подготовив аргументированную стратегию дискуссии и привести выступающего к тому, что он действительно ошибся. Но многое зависит и от оратора. Если он уверен в своей правоте, то его ответы могут доказать заблуждение того, кто пытается опровергнуть его мнение.
Во-первых, всегда следует до конца выслушать оппонента, так как этого требует культура поведения. Во-вторых, ответы должны быть достаточно аргументированы и полноценны, чтобы не оставить возможности для дальнейшего обсуждения оппоненту. Научная дискуссия — это спор, из которого должна родиться истина, поэтому главным для спорящих должно быть не желание доказать свою правоту, а желание логически доказать возможность или невозможность выдвинутого тезиса. Что касается деловой дискуссии, то истина не является ее главной целью.
Здесь на первом месте стоит собственная правота, умение доказать свое мнение. Деловая дискуссия чаще всего связаны с финансовыми вопросами, с максимальным получением прибыли для предприятия. Поэтому тактика и стратегия деловой дискуссии связаны не столько с логикой изложения и рассуждения, сколько с умением убедить оппонента.
В этом случае тактика больше рассчитана на психологические приемы. И если в научной дискуссии главенствуют законы логики, то в деловой важнее закон, принятый в данном государстве. Выражения критических замечаний могут быть разнообразными — от вопросов, выявляющих неграмотность, неосведомленность автора до невербальных, психологических средств.
Во-первых, самый простой прием — задать наводящий вопрос. Во-вторых, оппонент может взять ответное слово и в нем доказать свое мнение. В-третьих, замечания могут быть высказаны в критической статье уже после выступления. Тогда дискуссия переходит в область письменной речи.
Дискуссия не должна выходить за рамки поставленного вопроса и уж тем более переходить на личности. У дискуссии нет определенного стандарта. Она регламентируется только правилами культуры поведения и речи. Тактика и стратегия деловой и научной дискуссий отличаются, так как они разные по своей сути.
Конечно, можно разработать определенную тактику, и многие психологи делают это. Но у каждого вопроса своя специфика, которая требует отступления от намеченного пути. Во многом результат зависит от знаний и осведомленности оппонентов.