Является ли Платон Каратаев идеалом Л. Н. Толстого?
Образ Платона Каратаева — один из ключевых образов романа Толстого «Война и мир», отразивший размышления писателя об основах духовной жизни русского народа. Этот герой показан в основном через восприятие Пьера Безухова, для которого стал «самым сильным и дорогим воспоминанием». Он сразу произвел на Пьера «впечатление чего-то круглого», уютного: «вся фигура Платона в его подпоясанной веревкою французской шинели, в фуражке и лаптях, была круглая…» Само присутствие Каратаева в бараке для пленных создавало ощущение уюта.
Но особенно бросалось в глаза «молодое» выражение лица Каратаева: оно «имело выражение невинности и юности». Платон постоянно занимался каким-то делом, что, видимо, вошло у него в привычку. Он «все умел делать, не очень хорошо, но и не дурно «. Попав в плен, этот герой, казалось, «не понимал, что такое усталость и болезнь», в бараке он чувствовал себя как дома.
Каратаев любил весь мир и всех людей. Его любовь была всеобщей, неизбирательной:
Короткая молитва Каратаева кажется простым набором слов , но это молитва обо всем живущем на земле, которую возносит человек, обостренно чувствующий свою связь с миром. Вне привычных условий солдатской жизни, вне всего, что давило на него извне, Каратаев незаметно и естественно возвратился к крестьянскому укладу жизни, облику и даже манере говорить, отбросив все чуждое, насильно навязанное ему. Крестьянская жизнь была для Платона особенно привлекательна: с ней были связаны дорогие воспоминания и представления о благообразии.
Поэтому и рассказывал он преимущественно о событиях «христианского», как он его называл, быта. Каратаев умер так же естественно, как и жил, испытывая «тихий восторг» и умиление перед великим таинством смерти, которое ему предстояло. Рассказывая уже не в первый раз историю о безвинно пострадавшем старом купце, он был полон «восторженной радости «, которая передавалась и окружающим, в том числе Пьеру.
Каратаев воспринимал смерть не как наказание или муку, поэтому на его лице не было страдания: в нем «светилось» «выражение тихой торжественности». Образ Платона Каратаева — образ крестьянина-праведника, который не только сам жил в ладу с миром и людьми, восхищаясь любым проявлением «живой жизни», но и сумел воскресить зашедшего в духовный тупик Пьера Безухова, навсегда оставшись для него «вечным олицетворением духа простоты и правды». Жизненная философия Платона Каратаева оказалась по-настоящему близка Безухову. Узнав, как живет его невольный сосед по бараку, герой осознал, что это именно то, к чему он так долго шел, что инстинктивно чувствовал, но не мог до конца понять и сформулировать. С этого момента Каратаев становится для Безухова неким духовным мерилом, ориентиром, по которому Пьер мерил все свои поступки.
Недаром в финале романа Безухов задумывается над тем, как бы оценил его деятельность, его нынешнюю жизнь Платон. И герой приходит к выводу, что, наверное, Каратаев не понял бы общественной деятельности, но оценил бы семейную жизнь Пьера, потому что она, как нельзя лучше, соответствовала его представлениям о «благообразности». Являлся ли Платон Каратаев идеалом для самого Толстого? Думаю, что являлся. Именно в народной философии, народном образе жизни и мысли писатель видел истину жизни — то, как следует существовать на этой земле.
В первую очередь, здесь имеется в виду отношение человека к миру и к себе. Человек приходит на эту землю для счастья, которое испытывает только тогда, когда живет «по велению своей души». А душа любого человека жаждет любви, тепла, добра.
Поэтому необходимо жить, любя все живое — друзей и врагов. Именно так жил Каратаев. Именно так старался жить и сам Толстой. Кроме того, необходимо понимать, какое место каждый человек занимает в этом мире. Нельзя эгоистично «зацикливаться» на себе, считая себя верхом совершенства.
Так в романе ведут себя Курагины, таков Наполеон, а в начале произведения — и Андрей Болконский. Это ложный путь, который неизбежно приведет к краху, к несчастью. Человек — часть общего мира, одна из его необходимых составляющих. И строить свою жизнь, взаимоотношения с окружающими следует исходя из этого. Таким образом, жизненная философия Платона Каратаева была близка и принята Толстым, ее он считал наиболее правильной, приближенной к истинной.
Именно поэтому Каратаева, на мой взгляд, можно назвать идеалом автора «Войны и мира».