Вопросы и ответы к повести И. С. Тургенева «Первая любовь»
Сюжет повести определен ее названием. Найдите все этапы композиции этого произведения: экспозицию, завязку, кульминацию, развязку и эпилог. Как каждая из этих составных частей общей структуры «работает» на то, чтобы читатель С вниманием и интересом читал повесть?
Глава I — экспозиция, сообщающая о месте отдыха героя на даче и его занятиях, в главах II, III, IV осуществляется завязка — знакомство с княжной Зинаидой, которая привлекла его внимание. В главе XII наступает кульминация: Владимир совершает решительный поступок, доказывая свою
Особенностью этой тургеневской повести о любви является постоянная напряженность действия, динамизм. Герой и читатель заинтригованы необычным поведением Зинаиды и стремятся к разгадке.
Тургенев говорил, как свидетельствуют современники, что «это единственная вещь… которая мне самому до сих пор доставляет удовольствие, потому что это сама жизнь,
Конечно, ведь писатель говорит о переживании тех чувств, которые он испытывал в юности. Удовольствие от перечитывания повести, которая не сочинена, а «сама жизнь», свидетельствует о близости автору описанных в ней событий и убеждает нас в ее автобиографичности.
В процессе работы над повестью автор особенно тщательно отрабатывал варианты портрета Зинаиды. Даже цвет глаз ее менялся несколько раз: сначала это были «прекрасные глаза», потом «глубокие темно-серые глаза», затем «ласковые, чудесные глаза», «светлые живые глаза» и, наконец, «светлые глаза». Попробуйте обосновать этот окончательный вариант Тургенева.
Пожалуй, «светлые глаза» самое емкое и точное определение для глаз Зинаиды, оно включает в себя понятия «прекрасные», «ласковые, чудесные», «живые», так как эпитет «светлые» имеет не только цветовое значение, но и значение, отражающее внутреннюю сущность героини, а она, эта сущность, — светлая, независимо от более точных цветовых оттенков.
Какую роль в повести играют описания снов? Вспомните хотя бы один из них и определите его роль в композиции произведения.
Сны отражают настроение героев повести и предвещают наступление решительных, поворотных событий. Запомнился страшный сон Владимира, в котором он видит отца, стоящего с хлыстом в руке, на лбу Зинаиды отчетливо запечатлелась красная черта. А сзади них окровавленный Беловзоров гневно грозит отцу.
Этот сон как бы подводит итог сюжетным событиям и готовит развязку и эпилог: смерть отца, судьба Беловзорова и трагический конец Зинаиды.
Тургенев — признанный мастер пейзажа. Найдите в повести те пейзажные описания, которые, по вашему мнению, точнее всего раскрывают чувства героев, действуют на эмоциональную тональность событий.
Прежде всего это картина ночной грозы в Нескучном саду. «На небе вспыхивали неяркие, длинные, словно разветвленные молнии: они не столько вспыхивали, сколько трепетали и подергивались, как крыло умирающей птицы». Герой признается, что немые молнии, казалось, отвечали тем немым и тайным порывам, которые вспыхивали также и в нем. Это очень сильное сравнение картины природы с рисунком чувств, ощущаемых Владимиром.
В сне Зинаиды описывался прекрасный сад и не менее прекрасный фонтан, у которого должна была появиться героиня. В этот момент в чувствах Владимира происходит весьма стремительный рывок от восторга к прозаическому поступку: «Сад… Фонтан… — подумал я. — Пойду-ка я в сад».
Как можно объяснить это сопоставление?
Сон подсказал Владимиру, что у него есть соперник. И это очень огорчило его.
Помогло ли вам раздумье над текстом «Первой любви» понять, почему Тургенев считал это произведение своим любимым?
Герой повести — почти ребенок, и каждое его переживание несет печать его возраста. Его любовь — светлое юношеское чувство, самое благодарное и почти бескорыстное. Оно охватывает человека, который только начинает жить и вырастает из неопределенных предчувствий и ожиданий. Эта любовь, в которой открывается гармония чувства.
Не случайно повесть заканчивается гимном молодости и любви: «О молодость! О молодость!.. Может быть, вся тайна твоей прелести… состоит именно в том, что ты пускаешь по ветру силы, которые бы ни на что другое употребить бы не сумела…»