«… В лагере растлеваются только те, кто уже и на воле растлевался или был к этому подготовлен»
Ни для кого не секрет, что образ главного героя знаменитого рассказа Солженицына — Ивана Денисовича — является полностью автобиографичным, а создан он был непосредственно зимой 1950-1951 гг. в Экибастузском исправительном лагере, где писатель отбывал свой срок за «измену Родине». Этот образ впоследствии стал обобщенным образом советского зэка, в котором многие бывшие осужденные по той же пресловутой статье узнавали себя и свои судьбы. Описанию все лишь одного дня из трех тысяч шестисот пятидесяти трех дней срока Ивана Денисовича посвящает
Весь ужас пребывания там показан изнутри, мы видим его глазами человека, изведавшего этот ужас на своем личном опыте, и поэтому рассказ Солженицына не может не поразить своим реализмом. Суть идеи автора в том, что, несмотря на абсолютно не человеческие условия существования, его главный герой не потерял ни капли человечности: сумел сохранить благожелательное отношение к окружающим, не обозлился из-за своей участи на эту
Мысль о том, что «… в лагере растлеваются только те, кто уже и на воле растлевался или был к этому подготовлен». Попав в адский механизм этого лагеря, перемалывающий, уничтожающий и физически, и духовно, Шухов ставит самому себе предел, ниже которого опуститься он себе просто не позволит. А именно: не садиться есть в шапке, не есть рыбьи глаза, плавающие в баланде — иначе гибель, в первую очередь, духовная.
В лагерском небытии, где царствует лишь беспрерывная ложь, гибнут именно те, кто предает себя и предает своих , ведь ложь и предательство губят, прежде всего, именно тех, кто им подчиняется. Этими, обреченными на погибель нелюдями, являются настоящий шакал Фетюков, выживающий, жадно доедая чужие объедки, и живущий за счет доносов на других зэков стукач Пантелеев. В зоне каждый выбирает для себя путь выживания, но далеко не каждый в этой суровой битве за жизнь остается человеком.