Философское рассуждение «Я ребенок — я человек»

Тема нашего философского рассуждения очень обширна. Детство — это та замечательная пора, которую проживает, прожил или будет проживать любой человек. И по тому, как человек проживет этот отрезок своей жизни, можно судить обо всем, что произойдет с ним позже, по крайней мере, отпечаток будет неизгладимым.

Ибо, как сказал поэт, «все мы родом из детства». Эту фразу можно взять за основу моего рассуждения, и даже вынести ее в эпиграф. Многие психологи придерживаются того мнения, что все хорошие и все плохие черты личности закладываются

в детстве, проявляясь во всем своем многообразии уже в зрелом возрасте.

А значит, детство — самая важная пора человеческой жизни. Для примера можно взять такую распространенную вредную привычку как курение. Согласно статистике 90 % будущих заядлых курильщиков пробуют курить сигареты в возрасте до 16 лет.

Причем практически 100 % составляют дети родителей, которые сами курят. Ребенок с измальства наблюдает за курящим папой и инстинктивно начинает ему подражать. Ведь он же плохо представляет себе — что такое хорошо, а что такое плохо. Для него в этой жизни пока все интересно, он хочет все попробовать и быть счастливым.

А

так как чаще всего самыми близкими людьми для него являются родители, которые иногда смеются, а значит счастливы, то дитя начинает курить из любопытства, а также с уверенностью, что ничего плохого с ним не произойдет. Ведь родители же курят, и ничего! Но не только родители имеют ключевое значение в развитии психики и мышления ребенка. Немалую роль здесь играет и понятие «общество», основным средством развития которого является общественное мнение. Если обратиться к «Словарю по этике», то можно найти такое интересное определение данного понятия: «Средство духовного воздействия общества на поведение отдельных лиц и деятельность социальных организаций.

Это коллективное мнение, осуждающее одни и одобряющее другие поступки, является одним из способов регулирования поведения людей в обществе. Хотя отдельный человек всегда способен и правомочен более или менее самостоятельно судить о значении своих действий, в гораздо большей степени этой способностью обладает масса, коллектив, общество в целом. Само личное сознание формируется у человека в процессе его общественного воспитания, в значительной степени под воздействием мнения окружающих».

Не случайно здесь приведена такая длинная цитата из словаря. Она призвана наиболее широко пояснить рассматриваемое понятие и помочь в дальнейших рассуждениях. Итак, общественное мнение является напрямую воздействующим на человека условием его развития. Проще говоря, ребенок развивается в атмосфере традиций и устоев, которые и формируют его привычки и мышление.

Причем общество внутри себя делится на различные подгруппки, а значит, свод законов у каждой социальной или профессиональной группы будут немного отличаться друг от друга. Именно поэтому в семье алкоголика, скорее всего, не вырастит ученого. Хотя бывают и исключения, лишь подтверждающие общее правило. Причем эта закономерность отнюдь не зависит от материального положения. Главным здесь являются жизненные идеалы, привитые ребенку с детства.

Общество постоянно предъявляет к человеку требования о соответствии его некой норме. Притом что понятие нормы постоянно изменяется. И это означает, что люди, которые жили двадцать, тридцать, пятьдесят лет назад совершенно различаются между собой. Таким образом, общество меняет свои требования к отдельному человеку примерно каждые десять-пятцадцать лет.

Так какова же она норма? Чем она определяется? И каким образом ранее непреложная истина превращается в отвергаемое прошлое?

И самый главный вопрос: что несет за собой отвергание традиций? Какой ущерб наносится отдельной личности, в частности, ребенку? И есть ли какие-то вечные ценности, не меняющиеся год от года, на которые следует делать упор при воспитании ребенка, чтобы сделать его психику более устойчивой к переменам извне? Вот это тот необходимый перечень вопросов, ответы на которые очень важны для понимания современной ситуации, складывающейся вокруг вопроса о воспитании личности в обществе. «Словарь по этике» на первый вопрос отвечает так: «Норма моральная — выступает в двояком виде — как элемент моральных отношений и как форма морального сознания.

С одной стороны, это норма поведения, обычай, постоянно воспроизводимый в однотипных поступках множества людей как нравственный закон, обязательный для каждого человека в отдельности. Ее обязующая сила для каждого отдельного человека основывается на воздействии массового примера, общественного мнения». Примером здесь могут служить «Десять заповедей», изложенных в Библии, а также взгляд на замужество в современном обществе.

Если библейские заповеди являются в настоящее время нормой правовой , а значит практически не действующей, то понятие о необязательности официального заключения брака у современной молодежи действует. Вот она и разница между нормами прошлого, которые продолжают существовать, и нормами настоящего, которые во многом опровергают прошлое и активно творят настоящее. И общество настолько гибко в своей жизни, что позволяет взаимно существовать двум абсолютно противоположным категориям.

Теперь пришло время ответа на второй вопрос: «Чем же определяется норма?». В данном случае, глупо обращаться к какому-либо словарю, так как он даст понятие только мертвой истины, а нужна практика. Норму поведения человека, по моему мнению, во многом определяет научный прогресс.

К примеру, развитие средств массовой информации и вообще информационного рынка привело к тому, что современный человек стал жить в более напряженном ритме, с большей скоростью. Это приводит к появлению новых видов транспорта, топлива, средств связи. На это должно затрачиваться огромное количество ресурсов, а значит и добыча этих ресурсов должна повышаться.

Все это как снежный ком повлекло за собой появление товарно-денежных отношений между людьми, борьбу за рабочие места, а также повышение стоимости интеллектуального труда. Если в средние века образование считалось уделом лишь немногих , а в XVIII веке только мужчин из благородных семейств , то в наш XXI век школу оканчивают 95% населения развитых стран, а высшее образование получает практически половина из вышеозначенных. Именно в связи с этим возникает еще одна проблема — продолжительность детства. Как утверждают психологи, длительность периода детства ребенка должна быть не менее 12-15 лет. То есть в это время человек должен изучать этот мир опосредовано от общества и его норм, не забивая голову знаниями.

Это ведет к развитию гармоничной личности со здоровой психикой. Но те же самые психологи говорят о том, что способность обучаться понижается у ребенка год от года. Поэтому возрастной порог обучения детей понизился уже до 3-х лет. Именно в это время дитя начинают уже учить читать и понимать другие языки. А раньше, еще в 50-х годах, в школу дети поступали совершенно неграмотными, и это не считалось ужасным.

То же самое происходит и с началом самостоятельной деятельности — работой. Во всех городах нормой стало открытие различных центров занятости молодежи, где еще школьникам предлагают поработать , а значит и заработать деньги. Общество утверждает, что такое положение дел оберегает подростков от праздности, а значит и от развития вредных привычек.

Но есть и оборотная сторона медали — неврозы стали распространенным заболеванием у детей. И связано это с большими умственными нагрузками. Дети перестают играть в игры на улице, так как это воспринимается взрослыми как «шатание». Поэтому для того, чтобы было хотя бы какое-то физическое развитие, родители определяют своих чад в различные кружки, где командный дух рождает соперничество, а соперничество выделяет проигравших. А это, в свою очередь, убивает всю радость от игры.

Таким образом, сокращение периода детства ведет во многом к негативным последствиям, хотя и является продуктом современного ритма жизни. Так вот именно из-за меняющегося ритма жизни и происходит замена одной нормы другой. И это изменение приносит ущерб психике детей. Это происходит потому, что родители заведомо относятся к другому поколению, с другим набором норм, а ребенок общается не только с ними, но и со своими друзьями. Это несовпадение норм ведет к душевному кризису, и, как следствие, к конфликту отцов и детей, как известно, непреодолимому.

Но есть ли какие-то вечные ценности, не меняющиеся год от года, на которые следует делать упор при воспитании ребенка, чтобы сделать его психику более устойчивой? Конечно есть, и воспитание их необходимо. К таким ценностям относятся «Десять заповедей», о которых говорится в Библии. Они запрещают убийство, прелюбодеяние, кражу и другие вещи, не делая которые, человек считался и считается хорошим. Но в настоящее время воспитание морали подростков стало заметно менее интенсивным.

С одной стороны, подрастающее поколение стало более свободным в области мышления, появляется большая вероятность воспитания личности. Но с другой — дети начинают презирать любые, даже самые логичные, правила, а также меры личной безопасности, считая страх за свою жизнь чем-то вроде пережитка. Это приводит к неизбежной анархии. Проблема современных средств массовой информации встала особенно остро в наш XXI век, так как информационные потоки становятся все интенсивнее, и скорость их измеряется уже не байтами а гигабайтами. Молодое подрастающее поколение уже не может фильтровать ту информацию, которую интенсивно предоставляет ему телевизор.

Все труднее ответить на вопрос, поставленный Маяковским, — «Что такое хорошо, а что такое плохо?». А между тем, телевидение действительно начинает играть огромную роль в формировании сознания молодых людей, так как из всех средств массовой информации является самым доступным и «легкоусвояемым» для ума. Книги и газеты, да и вся печатная продукция потеряли былую актуальность. Именно поэтому нельзя оставлять без внимания вопрос о том, что можно показывать по телевизору, а что нельзя!

От правильного решения, в данном случае, напрямую зависит будущее нашей страны… И это уже не художественное преувеличение, ненужная патетика. Дети — это будущее, которое формируется в настоящем. А сейчас, ради зарабатывания денег, телекомпании готовы показывать круглосуточно Верку Сердючку, оправдываясь тем, что «этого требует народ». Но ведь это же не так!!!

Просто Сердючка и иже с ним не вызывают в человеке непреодолимого желания сходить в театр, почитать книгу, самому написать стихи! А бездельник на диване — это невероятно выгодное положение вещей, так как через какое-то время мозг начинает отвыкать от умственной работы и воспринимает только перемещение цветных картинок на экране. И именно поэтому реклама стала тем почти любимым, хотя и надоевшим сериалом, который смотрят все, кто даже вначале и сопротивлялся… Но «диванный бездельник», уныло лежащий в обнимку с пультом, отнюдь не самый худший продукт современной теле-индустрии.

Намного страшнее другая разновидность «разучившихся читать» — это «активнодействующий негодяй». Таких людей может вдохновить на подвиг любая мало-мальски понятная идея, которая будет еще и достаточно простой для выполнения. А распространением таких доступных и простых идей и является телевидение, а точнее сериалы, которые по нему транслируются! И эти идеи могут быть достаточно «гуманными», например, «во имя любви можно сделать что угодно», а могут привести и к появлению антисемитизма или фашизма . В итоге, по обилию сериалов можно подумать, что у нас полстраны в бандиты записались. А кто еще не записался, тот мечтает записаться.

И начнется тогда, временами, конечно, беспокойная, но такая красивая, благородная бандитская жизнь! Вот тогда-то на сцене и появятся «активнодействующие негодяи», которые не будут иметь представление о совести, о долге, которые будут руководствоваться гнилыми идеями, почерпнутыми из телепередач. Но чтобы такого не произошло, необходимо оберегать детей от какого-либо зомбирования общественными идеями и общественным мнением.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Философское рассуждение «Я ребенок — я человек»