Нравственные проблемы в освещении Твардовского-лирика

Творчество Твардовского разнообразно в жанровом и тематическом отношении. Писал поэт о природе, о Родине, о колхозной жизни, о любви, о матери, о войне, о нравственности. Лучшими остались стихи-воспоминания, связанные с военными годами…. Тема памяти о Великой Отечественной войне и миллионах жизней, унесенных этой войной, тесно переплетается с темой нравственности. Отчетлива нравственная направленность стихотворения «Сыну погибшего воина».

Сама тема очень важна. Сколько у нас осталось после войны детей без отцов, которым куда труднее

приходилось, чем тем, у которых вернулись отцы с войны. Автор обращается с напутственным словом к сыну, который «раньше срока возмужал заметно», как бы от имени погибшего героя.

Жизнь сложна, непредсказуема. У молодого человека, оставшегося без твердого плеча отца, без его мудрого слова, дорога жизни во много раз труднее и опаснее. Конечно, скорбь о родном человеке не должна заглушать радости сына . Ведь сама победа была подарена молодому поколению, чтобы оно наслаждалось жизнью.

Поэт пишет: Но если ты, случится как-нибудь, По глупости, по молодости ранней Решишь податься на постыдный путь, Забыв о чести, долге

и призванье: Товарища в беде не поддержать, Во чье-то горе обратить забаву, В труде схитрить. Солгать. Обидеть мать. С недобрым другом Поравняться славой…

Светлый образ погибшего отца, по мысли Твардовского, должен служить напоминанием сыновьям о том, как надо жить, чтобы не попасть на неправедный путь. В 1966 году появились такие стихи-воспоминания, как «Есть имена и есть такие даты», «Я знаю, никакой моей вины», «Лежат они, глухие и немые»… Главная мысль этих и подобных им стихотворений — это призыв к вечной памяти о погибших в черные годы войны. Трудно найти такого поэта, который так чувствовал свою вину за все произошедшее.

В горьких, скорбных тонах звучат знаменитые строки: Я знаю, никакой моей вины В том, что другие не пришли с войны. В том, что они — кто старше, кто моложе, — Остались там. И не о том же речь, Что я их мог, но не сумел сберечь,- Речь не о том, но все же, все же, все же… Внешне кажется, что строки слишком просты, даже прозаически.

Но стихи проникают в самое сердце, потому что выразилось здесь душевное переживание поэта, судящего себя самого самым высоким судом — духовным. Именно благодаря прозаической угловатости и добивается должного эффекта автор. В простоте речи иногда глубже выражается человеческое горе. За годы, прошедшие со дня окончания войны, поэт похоронил немало коллег, товарищей, близких его сердцу людей.

В 1965 году ему пришлось проститься со своей матерью, Марией Митрофановной. Памяти матери поэт посвятил четыре стихотворения: «Прощаемся мы с матерями», «В краю, куда их вывезли гуртом», «Как не спеша садовники орудуют», «Ты откуда эту песню…». Печаль по поводу смерти родительницы звучит пронзительно, грусть передается читателям. Видимо, писались они в угнетенном состоянии духа . В поэме «По праву памяти» поэт ставит вопрос о забвении.

После публикации поэмы критика сразу же заговорила о гражданской честности писателя, о его мужестве, о стремлении правдиво рассказать о трагедийном времени, в котором ему, правдивому человеку, приходилось жить. Читая страницы написанного, видишь в лице рассказчика образ поэта-гражданина, смело разоблачающего тоталитарное государство с его диктаторским режимом. Вступление и три главы осуждают сталинский произвол в стране и доказывают, как трудно жилось в то время, когда любое проявление своего мнения каралось законом. Слова поэта обращены в основном к молодым, к тем, кто только понаслышке знает о тех трудных годах, когда Во имя собственных святынь Той жертвы требовали строго: Отринь отца и мать отринь.

В главах «Сын за отца не отвечает» и «О памяти» много полемики с воображаемым читателем, защитником сталинских идей, с теми, кто «Забыть, забыть велят безмолвно Хотят в забвеньи утопить Живую боль». Прав поэт в своем гневе. Память о прошлом должна жить не только ради точности исторических событий, а правда нужна, прежде всего, для новых поколений, чтобы не повторялись ошибки. «Одна неправда нам в убыток И только правда — ко двору» — справедливо замечает Твардовский. Тема нравственности в творчестве Твардовского тесно переплетается с темой памяти — о прошедшей войне, о погибших близких людях, о тоталитарном режиме.

Писал всегда Твардовский только о том, чему был свидетель, что пережил на своем личном опыте.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Нравственные проблемы в освещении Твардовского-лирика