Основные мотивы и образы поэзии А. А. Фета
В русской поэзии трудно найти поэта более «мажорного», чем Афанасий Афанасьевич Фет. Поэзия Фета, на мой взгляд, — одна из вершин русской лирики. Это поэзия жизнеутверждающей мощи, которой напоен каждый звук, поэзия первозданной свежести и благоухания.
Лирика Фета ограничена узким кругом тем. В ней отсутствуют гражданские мотивы, социальные вопросы. Суть его взглядов на назначение поэзии в выходе из мира страданий и печали окружающей жизни — погружение в мир красоты. Именно красота — главный мотив и идея творчества великого
Тайны красоты, язык ее созвучий, ее многоликий образ и стремится воплотить Фет в своих творениях. Поэзия — храм искусства, а поэт — творец этого храма: Сердце трепещет отрадно и больно, Подняты очи, и руки воздеты, Здесь на коленях я словно невольно, Как и бывало, пред вами, поэты. Основные темы поэзии Фета — природа и любовь, как бы слитые воедино.
Именно в природе и любви, как в единой мелодии, соединены вся красота мира, все очарование. Три поэтических предмета — природа, любовь и песня — тесно связаны между собой, проникают друг в друга, образуя фетовскую вселенную красоты. Используя прием
Впечатления Фета о мире, окружающее его, передаются живыми образами: Ярким солнцем в лесу пламенеет костер, И, сжимаясь, трещит можжевельник; Точно пьяных гигантов столпившихся хор, Раскрасневшись, шатается ельник. Странная картина… Создается впечатление, что в лесу бушует ураган, раскачивающий могучие деревья, но затем все больше убеждаешься, что ночь в стихотворении тихая, безветренная. Оказывается, что это всего лишь блики от костра вызывают впечатление, будто деревья шатаются. Но именно это первое впечатление, а не сами гигантские ели, стремился запечатлеть в своем стихотворении Фет.
Он, наверное, сознательно изображает не сам предмет, а то впечатление, которое этот предмет производит. Фет никогда не стремился к изображению целостного и завершенного образа природы. Его интересуют переходные состояния, тонкие и трудно уловимые их оттенки, он хочет передать изменчивость природы, движение человеческой души. На мой взгляд, лучшим стихотворением пейзажной лирики является «Вечер»: Прозвучало над ясной рекою, Прозвенело, в померкшем лугу, Прокатилось над рощей немою, Засветилось на том берегу…
Далеко, в полумраке, луками Убегает на запад река. Фет передает здесь борьбу между стихиями дня и ночи с торжеством последней. Поэт в слове воспроизводит не предмет, а впечатление. С таким явлением в литературе мы впервые сталкиваемся в поэзии именно Фета . Привычные образы окружающего мира приобретают совершенно неожиданные свойства. И хотя в стихах Фета очень много вполне конкретных цветов, деревьев, птиц, изображены они необычно.
И эту необычность нельзя объяснить только тем, что Фет широко использует олицетворение: Сбирались умирать последние цветы, И ждали с грустию мороза… Или Цветы глядят с тоской влюбленной, Безгрешно чисты, как весна… Фет не столько уподобляет природу человеку, сколько наполняет ее человеческими эмоциями, так как предметом его поэзии становятся чаще всего именно чувства, а не явления, которые их вызывают.
Часто искусство сравнивают с зеркалом, отражающим реальную действительность. Фет же в своих стихах изображает не предмет, а его отражение; пейзажи, «опрокинутые» в зыбкие воды ручья, залива, как бы двоятся; неподвижные предметы колеблются, качаются, дрожат, трепещут: Над озером лебедь в тростник протянул, В воде опрокинулся лес, Зубцами вершин он в заре потонул, Меж двух изгибаясь небес. Свидание влюбленных у водоема в стихотворении «Ива» столь трепетно, что, боясь взглянуть на свою возлюбленную, юноша всматривается в ее отражение в воде, и так же, как дрожит и мерцает ее отражение, трепещет взволнованная душа влюбленных: В этом зеркале под ивой Улови мой взгляд ревнивый, Сердцу милые черты…
Мягче взор твой горделивый… Я дрожу, глядя, счастливый, Как в воде дрожишь и ты. Стихи насыщены у Фета ароматами, запахом трав, «благовонных ночей», «благоуханных зорь»: Свеж и душист твой роскошный венок, Всех в нем цветом благовонье слышны… Для Фета порой не столь важно проследить развитие чувств или событий, сколько запечатлеть мимолетное состояние, остановить мгновение, задержать его: Я говорить хотел — и вдруг, Нежданным шорохом пугая, К твоим ногам, на ясный круг, Спорхнула птичка золотая. Герой стремится продлить миг, предшествующий признанию, когда невыразимое чувство облечется в словесную форму.
Но иногда поэту все-таки удается остановить мгновение, и тогда в стихотворении создается картина замершего мира: Месяц зеркальный плывет по лазурной пустыне, Травы степные унизаны влагой вечерней, Речи отрывистей, сердце опять суеверней, Длинные тени вдали потонули в ложбине. Здесь каждая строчка фиксирует краткое законченное впечатление, причем, между этими впечатлениями нет логической связи. Но в стихотворении «Шепот, робкое дыханье…» быстрая смена статичных картин придает стиху удивительную динамичность, воздушность, дает поэту возможность изобразить тончайшие переходы из одного состояния в другое: Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья. Свет ночной, ночные тени, Тени без конца. Ряд волшебных изменений Милого лица.
В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря! Нет ни одного глагола. Лишь краткими назывными предложениями, как художник смелыми мазками, Фет передает напряженное лирическое переживание.
Поэт не изображает подробно развитие взаимоотношений в стихах о любви, а воспроизводит лишь самые значимые минуты этого великого чувства. Стихи Фета необыкновенно музыкальны. Это чувствовали и композиторы, современники поэта. П. И. Чайковский говорил о нем: «Это не просто поэт, скорее — поэт-музыкант». Фет считал музыку высшим видом искусства и доводил свои стихи до музыкального звучания.
Фет сравнивал себя с угасшими звездами , но угасло много других звезд, а звезда поэзии Фета разгорается все ярче!