Если ваш ребенок левша
«Завитки раковины за редким исключением завернуты справа налево. И если попадается раковина — Левша, знатоки ценят ее на вес золота» Жюль Верн
Многие родители теряются, когда понимают, что их ребенок левша. Причем главным образом это относится к леворукости: ведь если у человека ведущим является не правое, а левое ухо или не правый, а левый глаз, то это не так заметно как преобладающее использование левой руки. Тут же возникает множество вопросов: что делать с таким ребенком, как учить его писать, есть, совершать даже самые простые
Родители начинают задумываться о тех сложностях, которые ждут их и ребенка при его социализации. Иными словами, начинает действовать очень старый, но при этом очень стойкий стереотип: не такой как все, значит, неправильный. Множество страхов, которые начинают заполнять мысли родителей, неминуемо передаются ребенку, что, в свою очередь, может привести к возникновению у него различных комплексов.
Многие родители проявляют беспокойство, когда заметят, что их Дети пишут или рисуют не правой рукой, а левой, пытаются их переучить или даже обращаются к врачам.
Родителей можно понять. Ведь леворуких выделяют
И с малых лет он начинает проникаться комплексом неполноценности, стараясь скрыть свою леворукость как невесть какой грех.
Что же такое леворукость? Нужно ли пытаться переучивать такого малыша? Чем он отличается от других?
Мозг взрослого человека состоит из правого и левого полушарий, каждое из которых — не зеркальное отображение другого, а необходимое дополнение другому, так как в одном и в другом полушарии сосредоточены совершенно различные центры жизнедеятельности человека. Например, левое — отвечает за речь и абстрактное мышление, правое — за музыкальное и художественное творчество, образное мышление. При доминировании левого полушария испытывается счастье и наслаждение, при доминировании правого — страх и печаль.
Эти различия можно продолжать без предела, но главное, что даже относительное доминирование какого-либо из полушарий обусловливает психологические особенности людей.
Как «праворукость», так и «леворукость» объясняются тем, что существует перекрест нервных путей, протянувшихся от конечностей к полушариям мозга. Причем при доминировании левого полушария ведущей, как правило, является правая рука, при доминировании правого полушария — левая. У третьей части людей ни одно из полушарий не доминирует.
Ребенок — «правополушарный» левша — намного отличается от своих сверстников и не только затянувшимся упрямством. Обычно это особо художественно одаренные и очень эмоциональные дети. Они уже с трех лет намного лучше других детей рисуют и лепят из глины или пластилина.
В обыденной жизни «левше» придется труднее, чем «правше». Ведь большинство предметов, которыми мы пользуемся, приспособлены «под правую руку» — дверные ручки, замки, отвертки, музыкальные инструменты, автомобили… Хотя и возникает для окружающих некоторое неудобство, когда человек больше действует левой рукой, чем правой, само по себе это не имеет в жизни никакого значения.
Как правило, «левши» очень быстро адаптируются и не испытывают никаких затруднений.
Насильственное переучивание леворуких детей, а тем самым принудительное изменение сложившейся системы головного мозга ведет, как правило к нежелательным последствиям. Ребенок может стать раздражительным, вспыльчивым, капризным, плаксивым, плохо спит, ест особенно по утрам.
Окружающим леворукого ребенка взрослым важно ни в коей мере не подчеркивать это свойство, лучше всего вообще не предпринимать никаких попыток что-либо изменить. Более того, стоит показать, что вы считаете леворукость даже преимуществом. И если мы, учитывая эти особенности, найдем правильные методы воспитания, все наши проблемы будут решены.
Несколько советов, как нужно вести себя с ребенком левшой:
— Учитывая повышенную эмоциональность и крайнюю впечатлительность такого ребенка, быть очень чутким и доброжелательным с ним.
— Принять, как должное особенность ребенка и не пытаться превратить его в «правшу», объясняя всем и ему, что «леворуких» людей очень много и это тоже разновидность нормы.
— Хвалить за самые малейшие успехи и поощрять его художественный или музыкальный дар, но не стремиться «приготовить» вундеркинда.
— Не предъявлять завышенные требования к нему и не противопоставлять его другим обычным детям.
— Любить его таким, какой он есть.
Для определения преобладающей руки у ребенка, ответьте на вопросы, а также предложите выполнить малышу задания:
1) Узнайте, имеются ли у ребенка близкие родственники с ведущей левой рукой.
2) Вспомните, в возрасте до одного года, какой рукой чаще пользовался ребенок .
3) Предложите ребенку расчесаться. В какую руку он возьмет расческу?
4) Обратите внимание, в какой руке ребенок держит карандаш или ручку во время рисования.
5) Предложите ребенку послушать часики. К какому уху он их поднесет?
6) Предложите ребенку похлопать в ладоши так, чтобы одна из рук была сверху. Обратите внимание, что это за рука.
7) Предложите ребенку скрестить пальцы в замочек. Большой палец какой руки ляжет сверху?
8) Предложите скрестить руки на груди. Предплечье какой руки будет наверху?
9) Предложите ребенку топнуть одной ногой. Какой ногой он топнул?
10) Сидя, положить одну ногу на другую. Какая нога будет сверху?
11) Предложите ребенку посмотреть одним глазом в бумажную трубочку. Какой это будет глаз?
Иногда до 3-5 лет у детей наблюдается обеерукость, когда они используют в играх и в самообслуживании обе руки, не отдавая предпочтения какой либо из них. В этот период еще доступны осторожные попытки обучить ребенка праворуким действиям, особенно если в результате вышеописанного тестирования выявлен ведущий правый глаз. Однако эти попытки должны протекать без какого-либо насилия, диктата, окриков.
Если же ребенок постоянно сопротивляется этим попыткам, их надо остановить.
Особенно беспокойство о леворукости ребенка возникает у родителей перед поступлением в школу. Поэтому в возрасте 5-6 лет проводиться более подробная диагностика леворукости. Для леворукого ребенка следует создать определенные условия не только дома, но и в школе. Обязательно следует выделить такому ребенку за столом, партой место с левой стороны, чтобы он не сталкивался с правым локтем соседа.
Дома же, организуя место для занятий, выполнения уроков, необходимо сделать так, чтобы свет из окна или настольной лампы падал с правой стороны.
Таким образом, родителям следует всячески препятствовать появлению в жизни леворукого ребенка комплексов неполноценности. Воспринимайте его таким, какой он есть, и тогда леворукость не превратится в проблему!
Не переучивайте ребенка — левшу! И не позволяйте этого делать другим взрослым !
При подготовке статьи использовалась материалы психологических изданий, а также книга А. Майской «Ребенок-левша. Как достичь гармонии с «правым миром». Изд. ПИТЕР, 2005 г.