Стихотворение Блока «С доблестях. о подвигах, о славе…»
Стихотворение А. А. Блока «С доблестях. о подвигах, о славе…» по жанру представляет собой послание, Это разговор с портретом далекой возлюбленной, некогда покинувшей лирического героя. Однако герой воспринимает его как живой, одухотворенный образ. Именно поэтому он называет его не портретом, а лицом и, обращаясь к портрету, он говорит так, как будто покинувшая его возлюбленная способна услышать его слова, осознать всю глубину своей ошибки и. мажет быть, наконец, вернуться к герою. Все стихотворение построено на оппозиции двух образов
Ее портрет является зримым и реальным. Сама же она овеяна мистическими чертами. Возлюбленная уходит из дома в ночь, в иную непознаваемую реальность.
Перед уходом она закутывается в синий плащ. Эта повторяющаяся деталь делает ее образ еще болев далеким л недосягаемым. Первая строчка произведения «0 доблестях, о подвигах. о славе…» как бы обманывает ожидание читателя. Кажется, что речь пойдет о теме гражданского долга.
Однако любовные переживания оказываются
Беспредельное отчаяние лирического героя выражено через жест: он «бросил в ночь заветное кольцо». Ночь в данном случае символизирует тьму и неизвестность. Однако, согласно эстетическим взглядам поэтов-символистов, к которым принадлежал и А. А. БЛОК, значение символа никогда не может быть исчерпано до конца. В этом случае оно может быть воспринято и шире: ночь — это время, когда восстают бесовские силы. Очевидно, что, лишившись возлюбленной, герой разуверился в жизни, потерял нравственную опору Центральный мотив этой строфы — это мотив измены . Метафора «Летели дни, крутясь проклятым роем…» передает чувство огорчения.
Утрата сделала всю жизнь героя бесцельным существованием. Его терзали вино и страсть, но это не духовная жизнь, а лишь греховная пародия на нее. Символично. что герой вспоминает возлюбленную перед аналоем . Очевидно. в любви он ищет спасения для своей заблудшей души.
Даже по прошествии лет лирический герой все вспоминает тот роковой день прощания: Я звал тебя, но ты не оглянулась, Я слезы лил, но ты не снизошла. ‘ Повторы подчеркивают многократность минут скорбных воспоминаний. Силу любовного чувства лирического героя актуализирует и мотив сна: Я крепко сплю, мне спится плащ твой синий, В котором ты в сырую ночь ушла. Потеряв возлюбленную, лирический герой не озлобился против нее. Спустя годы он все еще называет ее милой и нежной.
Разрыв воспринимается им как роковая случайность, в которой виновата гордыня. Первая строка последней строфы «Уж не мечтать о нежности, о славе…», с одной стороны, композиционно завершает стихотворение, образуя кольцевую композицию. С другой стороны, она содержит глубокую мысль о том, что личное счастье человека и его социальная роль тесно связаны между собой.
Следующая строка «Все миновалось, молодость прошла!» подчеркивает, что время нельзя повернуть вспять. Человек, погрузившись в свои страдания, а потом, стремясь утешиться, проводя дни в поисках истины в вине, потерял не только любовь. Он потерял все. Честолюбивые мечты юности безвозвратно ушли в прошлое. Жизненные планы остались нереализованными.
Только осознав это, лирический герой нашел в себе силы убрать портрет возлюбленной со стола. Всю жизнь он лелеял надежду на ее возвращение. Портрет, убранный со стола в финале стихотворения, свидетельствует об окончательной утрата этой надежды, но одновременно это и определенный мужественный шаг человека, а котором разум. наконец, победил болезненное, разросшееся до вселенских масштабов чувство. Однако в этот прощальный жест героя А. А. Блок сумел вложить столько горя и тоски, что читатель, даже понимая правильность совершенного поступка, все равно продолжает сочувствовать несчастному человеку. В стихотворении ярко выражено драматургическое начало, что характерно для лирики А. А. Блока в целом.
Типичный любовный треугольник превратился в безутешную драму разбитого сердца. Некоторые образы в стихотворении также напоминают детали театрального реквизита.