Эволюция темы любви и дружбы в лирике А. С. Пушкина
Любовь и дружба являются основополагающими чувствами человеческой жизни. Если в мире не будет любви и дружбы, то в нем воцарятся противоположные чувства — ненависти и вражды. На мой взгляд, если до сих пор мир окончательно не скатился в бездну, то только потому, что среди людей еще существуют прекрасные чувства любви и дружбы.
Наверное, нет в мировой литературе ни одного писателя, в творчестве которого не было бы хоть одной строчки об этих светлых жизнеутверждающих чувствах. Однако наибольшего уважения и благодарной памяти потомков достойны
Одним из таких писателей является гениальный русский поэт А. Пушкин. Всю свою земную жизнь поэт был окрылен любовью и дружбой — от воодушевленных лицейских стихов до «Евгения Онегина».
На всю жизнь А. Пушкин сохранил верность лицейскому братству, той дружбе, которая соединила его с лучшими представителями того поколения, к которому принадлежал сам поэт. Однако лишь Дельвига и Пущина на протяжении всей жизни он называл друзьями, остальных же причислял к товарищам.
Но вот что примечательно. В творчестве А. Пушкина довольно часто встречается
О дружество! предай меня забвенью;В безмолвии покорствую судьбам, Оставь меня сердечному мученью, Оставь меня пустыням и слезам.
Дружеские чувства как будто мешают творческому самовыражению поэта. Друзья порой не понимают его и осуждают за некоторые высказывания и поступки. Они не могут проникнуться теми идеями, которыми живет великий гений, не могут понять и постичь его гениальность, его предназначение в этой жизни. Они судят его не как человека, которому через вдохновение открываются неведомые глубины мироздания, а как простого обывателя.
Отречение от любви — такой же распространенный мотив в творчестве А. Пушкина, как и отречение от дружбы. В «Кавказском пленнике» пленник говорит любящей его черкешенке:
Любил один, страдал один, И гасну я, как пламень дымный, Забытый средь пустых долин.
Любовь, в отличие от дружбы, не требует словесных оправданий. Бессилие, неспособность желать и любить выступают у А. Пушкина как проклятие, своего рода болезнь культурного человека — потеря взаимопонимания с дикой природой. Вот почему пленник при всем своем желании уже не может разделить с дикой черкешенкой ее простую, чистую и искреннюю любовь. Как Алеко не понимает первозданной мудрости старого цыгана и как Евгений Онегин не может ответить взаимностью на чистую любовь Татьяны:
Забудь меня: твоей любви, Твоих восторгов я не стою…
Из тюрьмы современной культуры Алеко бежит в дикий цыганский табор за тем же «веселым призраком свободы».
Алеко надеется, что страсти прежнего культурного человека умерли в нем. Но он ошибается. Они только дремлют: «Они проснутся, погоди!».
В нем слишком много страстного порыва и совершенно нет спокойной мудрости — единственного, что единит человека с природой.
Зато она есть в старом цыгане — отце Земфиры. Если бы Алеко мог понять его, он ужаснулся бы той бездны, которая их разделяет. Для цыгана нет понятий «добро» и «зло», нет позволенного и запрещенного. Алеко смотрит на любовь как на закон, право одного человека владеть телом и душой другого человека.
Любовь для него — это законный брак.
Но для старого цыгана и Земфиры любовь — это высшее проявление свободы. Это такая же прихоть сердца, как вдохновение дикой песни, голос которой «подобен шуму вод». Вот почему в песне Земфиры слышится издевка над ревностью мужа, над правом собственности в любви.
Алеко не выносит обнаженной правды в любви — свободы. Цыган не скрывает от него, что одобряет поступок Земфиры — измену мужу и выбор любовника по прихоти сердца — единственному верховному закону любви. В этом понимании любовь — игра, случай, стихийный произвол.
Так какая же тогда может быть верность и ревность, какое разделение на добро и зло, когда весь смысл этого чувства — вне добра и зла?
Неспособным к любви и дружбе оказался и Евгений Онегин. Он со спокойным сердцем проходит мимо святого чуда любви. Он исполняет долг чести, выказывает себя порядочным человеком и отделывается от незаслуженного дара несколькими незначительными словами о скуке брачной жизни.
Не трудно понять, что дружба и любовь для лирического героя в творчестве А. Пушкина являются обременительными чувствами. Лирический герой поэта порой мнит, будто любит, будто предан дружбе. Но на самом деле оказывается, что он несказанно далек от проявления настоящих любви и дружбы.